НА ПРОШЛОЙ неделе от сильного пожара, продолжавшегося 4 часа, пострадал театр "Около дома Станиславского". Практически полностью сгорела основная сцена, актерское и зрительское фойе. Погибли костюмы, реквизит и декорации. Власти обещают за несколько дней привести в порядок фасад дома. Но большая часть здания будет законсервирована до принятия окончательного решения о его судьбе. Труппа продолжит выступать на выжившей после пожара Малой сцене и других площадках города. За аренду заплатит столичный Комитет по культуре.
ПОНЯТНО, у театра - экстремальная ситуация. А по какому принципу облагодетельствуют бюджетными средствами другие учреждения культуры? Так, недавно новые помещения получили центр-музей "Дом Высоцкого на Таганке" (в Нижнем Таганском тупике) и театральный центр "Вишневый сад" Александра Вилькина (на Малой Сухаревской площади). За счет средств городского бюджета в 2005-2006 гг. реконструируют дом N1 по Новокузьминской ул. и отдадут Московскому детскому музыкально-драматическому театру под руководством Геннадия Чихачева. Вокруг здания благоустроят территорию площадью 1,6 га, которая тоже отойдет театру. Финансирование проекта съест значительную часть капитальных вложений по статье "Культура, искусство, кинематография" в бюджете города.
Почему среди многих других театров, актеров без сцены, домов культуры выбрали именно эти? "В искусстве не бывает объективных оценок, - считает депутат МГД Евгений Бунимович. - Но если дело касается денег, то всякий раз нужно задаваться вопросом: "А кому эти средства нужнее?" На мой взгляд, решения в таких случаях должны принимать экспертные советы, состоящие из профессионалов - деятелей культуры, людей, имеющих авторитет в области искусства. Но сегодня в столице этот механизм не отработан. Получается, что властью распределять деньги обладают чиновники, которые могут либо вовсе не разбираться в искусстве (например, решение об использовании средств из резервного фонда принимает не Комитет по культуре. - Прим. авт.), либо руководствоваться личными вкусами и предпочтениями". Вот и получается, что даже такое благое дело, как распределение денег на культуру, создает среду для протекционизма (мне нравится этот театр, и я ему дам деньги).