В ПРОЦЕССЕ недавней головомойки, которую Юрий Лужков устроил чиновникам при обсуждении проблемы ремонта дорог, мэр Златоглавой наконец нашел виноватых в извечной российской беде - отвратительном состоянии уличных покрытий. Оказывается, наряду с тем, что отчитывающиеся не учли новейшие разработки столичных предприятий, они еще ни словом не упомянули главных врагов московских магистралей - автолюбителей. А ведь именно эти нехорошие люди, многие из которых ежегодно переобувают своих железных коней в шипованную резину, по мнению мэра, и представляют главную опасность для столичных трасс.
ОТ ШИПОВ на ровном и гладком асфальте, оказывается, возникают выбоины, трещины и колейность. Когда руководитель департамента ЖКХ и благоустройства Николай Павлов попытался возразить - дескать, где вы, Юрий Михайлович, эту колейность видели? - Лужков крайне удивился: "Такое впечатление, что вы передвигаетесь по Москве на дирижабле". Вслед за втыком мэр предложил и выход - ввести для любителей шипованных покрышек спецналог. А полученные средства вложить в устранение дефектов дорожного полотна. Для пущей вескости городской голова сослался на западный опыт. По его сведениям, в некоторых европейских государствах шипованная резина вообще запрещена. А как же Австрия и Швейцария? Там использование шипованных покрышек законодательно разрешено с 1 ноября по 30 апреля. А в Финляндии, Швеции, Норвегии и Эстонии местные ПДД рекомендуют гражданам использовать в зимний период именно такую резину.
Вице-президент Общества потребителей автотехники России Антон Недзвецкий считает, что введение нового налога - это попытка переложить ответственность с больной головы на здоровую: "Идея собирать с автолюбителей, использующих шипованную резину, дополнительный налог на ремонт улиц, не выдерживает никакой критики. Уже сейчас за счет водителей в местный и федеральный бюджеты уходит достаточно средств. А что касается вреда от шипов, мы консультировались со специалистами НАМИ (Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт) и МАДИ (Московский автомобильно-дорожный институт). Эксперты утверждают, что он совсем не велик. В возникновении колеи скорее виноваты дорожники - как правило, асфальт низкого качества еще и укладывают с нарушением требований. Это и вызывает быстрое разрушение покрытия. В странах с климатом, идентичным российскому, используется шипованная резина - это обеспечивает большую безопасность зимой. В наших условиях шипы часто являются спасением для водителей. При введении нового налога часть автолюбителей вынуждена будет отказаться от шипов, что приведет к повышению количества ДТП". А самое интересное, что будут делать водители, пересекая МКАД? Менять шины? Ведь до дачи не добраться, там снега по самый капот.
"Налоговый кодекс РФ исчерпывающим образом устанавливает перечень налогов и сборов, действующих в России, - говорит депутат МГД Александр Крутов. - Налога на использование шипованной резины в этом перечне нет. На уровне МГД или мэра внести изменения в Налоговый кодекс нельзя. Для этого потребуется весьма сложная и довольно долгая процедура". Но при необходимости мэр все-таки сможет инициировать процесс. А может быть, сначала нужно просто строить дороги прочнее и вовремя убирать снег?