К МЕЖДУНАРОДНОМУ дню защиты детей, который приходится на 1 июня, столичные законодатели приготовили подарок несовершеннолетним москвичам. Отныне лицам, не достигшим 14 лет, нельзя будет находиться в общественных местах, связанных с индустрией развлечений, в ночное время без сопровождения родителей или лиц, их заменяющих. Злые языки уже окрестили подобную меру "комендантским часом для подростков". А поборники прав человека заговорили об ограничении гражданских свобод, гарантированных Конституцией.
ПРИНЯТИЕ городского закона "Об административной ответственности за попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время" шло долго и со скрипом. Его разработчик депутат Мосгордумы Евгений Балашов сам признает, что в предыдущей редакции законопроект имел ряд существенных недостатков. Во-первых, изначально возрастная планка была несколько выше: задумывалось, что под действие "комендантского часа" попадут тинейджеры младше 16, а не 14 лет. Во-вторых, нести ответственность должны были родители детей, а ведь платить штраф не всем из них по карману. В принятой Мосгордумой редакции акценты смещены: за припозднившихся подростков станут отвечать те юридические лица и индивидуальные предприниматели, в чьем помещении с 10 вечера до 6 утра находился тинейджер. То есть владельцы клубов, игорных заведений, интернет-кафе. Им грозит штраф от 10 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Пока не совсем понятно, как будет организована на практике проверка заведений, работающих в сфере развлечений. И уже сейчас можно предположить, что найдутся желающие обжаловать постановления о штрафах в судебном порядке: хотя подобные ограничительные меры действуют и в других регионах (скажем, в Белгородской и Владимирской областях, Республике Карелия), Москва на их фоне выделяется большим либерализмом. Для многих москвичей младше 14 лет ночная клубная жизнь стала делом привычным. Если будет создан прецедент обжалования, какой прок от этого закона?
А на чем сделают упор податели жалоб, догадаться нетрудно. Так, в ст. 27 Конституции РФ закреплено право любого гражданина на свободу передвижения и места нахождения. К тому же грамотный юрист может опереться на то обстоятельство, что основные права и свободы могут ограничиваться только федеральным законом. В данном же случае мы имеем дело с законом субъекта РФ.
"Да, не всем нравится этот законопроект, - подтвердили в приемной депутата Евгения Балашова, - но всем и невозможно угодить. У любого человека могут найтись как сторонники, так и враги". Но когда думцы писали его, то исходили из реальной заботы о детях и подростках в Москве. В пояснительной записке к проекту сказано, что его разработка "вызвана преступностью среди несовершеннолетних, сопровождающейся такими явлениями, как употребление наркотиков, проституция, а также ростом молодежных бандитских группировок". Не оставляет равнодушным и приводимая статистика. Число убийств, совершенных несовершеннолетними, увеличилось за год на 18,5%. В то же время растет "число родителей, не исполняющих должным образом свои обязанности по содержанию, воспитанию и обучению детей".
Все это понятно, и, бесспорно, необходимо предпринимать меры, но почему же в законе речь идет только о нахождении тинейджеров в заведениях определенного профиля, в то время как основной угрозой насилия и жестокости по отношению к ним остается улица? О ней-то ничего не сказано. А как поведут себя владельцы клубов и интернет-кафе начиная с того дня, как вступит в силу закон о "комендантском часе"? На дверь повесят табличку "Лицам младше 14 лет после десяти вечера вход запрещен"? И что дальше? Здравствуй, улица?