Результаты лабораторных исследований иногда путают.
В лабораториях делают не те анализы, которые нужны пациенту, а те, которые способны провести.
В очередях на сдачу крови дерутся... до крови.
АНАЛИЗЫ по нескольку раз в год сдают все. Но каракульки в больничных листах и картах редко связывают с той долгой процедурой, которая предшествует их появлению. Между тем анализы - гарантия здоровья. По результатам лабораторного исследования ставится большая часть диагнозов. С продвижением медицины в сторону платной диагностика становится еще одним видом бизнеса. Но куда лучше обращаться: в государственные или в частные лаборатории? Нужно ли сидеть в очереди, чтобы успеть сдать кровь или мочу с 8.00 до 10.00? И всегда ли достоверны результаты исследований?
Кто принимает
В СИСТЕМЕ столичного Департамента здравоохранения на сегодняшний день 744 лаборатории. Среди них есть и крупные центры (например, диагностический центр N 6 в САО), где проводится весь спектр исследований, и более маленькие лаборатории при медсанчастях, больницах, родильных домах, поликлиниках, где можно сделать только самые популярные анализы. А остальные заказанные врачами редкие исследования (например, гормоны) оттуда все равно доставляются в крупные центры.
"Развитие лабораторий идет в сторону централизации, - объясняет главный специалист по лабораторному делу Департамента здравоохранения Москвы Ольга Тарасенко. - То есть вместо нескольких анализирующих центров на каждый округ появляется одна мегалаборатория, в которую свозятся анализы со всех точек, где ведется забор. При этом в тех же поликлиниках и больницах продолжают делать общие исследования крови, мочи, мазков. Мегалаборатории уже есть в четырех округах - САО, СВАО, ЮЗАО и ЮАО. А исследования материалов на ВИЧ, гепатиты В и С, сифилис уже давно централизованы - в городе действует 6 лабораторий, куда доставляются ВСЕ заборы. В год через такой центр проходит около 2 млн. пациентов".
Преимущество крупных центров в том, что там установлено мощное оборудование, на котором можно проводить исследование большого количества анализов сразу. В теории это дает дополнительные удобства (сдаешь в одном месте - получаешь быстрее), к тому же ведет к экономии средств (нужно меньше реагентов и меньше рабочих рук). Но на практике у системы много минусов. Во-первых, "нельзя отрицать, что существует транспортная проблема. Анализы нужно соответствующим образом хранить, грузить, доставлять. В Москве же постоянные пробки", - объясняет специалист по клинической лабораторной диагностике Минздрава РФ Владимир Долгов. Так что поскорее узнать диагноз все равно не получится. Во-вторых, пока система в стадии формирования, она оказывается "недоразвитой". В Департаменте здравоохранения гордятся замечательной закупленной аппаратурой для мегалабораторий. Но пока она работает не в полную силу, что по затратам средств так же нелепо, как цеплять плуг к "Мерседесу" и пахать на нем поле.
Кто сдает
ДРУГАЯ проблема лабораторий всех размеров в том, что при более-менее современном оборудовании собственно прием анализов нередко ведется по старинке. Ведь самое главное в этом процессе - точно знать, кому какие пробирки и баночки принадлежат. Путаница иногда приводит к курьезам. Антон Н. сдал анализы и пришел на очередной прием к врачу. Обычно сердитый и сосредоточенный доктор разразился гомерическим хохотом. Успокоившись, он объяснил больному, что причина его желудочного расстройства, как показывает анализ, - в... беременности! Но порой все не так смешно. Арина Г. родила в срок симпатичного сына. Но через несколько дней врач объявил, что у крепкого на вид малыша, если верить анализам, лейкемия. Несчастная мама расплакалась и даже позавидовала своей соседке по палате, девочка которой была здорова, несмотря на болезненный вид. На следующий день выяснилось, что это именно у нее белокровие.
Чтобы такого не происходило, должна применяться штрихкодовая система. Как на продуктах питания, на каждую пробирку сразу после забора анализа нужно приклеивать коды с информацией о назначениях врача и ориентировочном диагнозе. Информация с пробы должна считываться в электронном виде. По идее и результаты анализов должны получаться в электронном виде и сообщаться через Интернет. Но нам до этого, как до звезд, очень далеко. Поскольку даже в тех некоторых лабораториях, где процесс автоматизирован, на определенном этапе многозначные цифры штрихкодов все равно сличают на глаз, а результаты исследований отрезают друг от друга обыкновенными ножницами. Так что анализы в них иногда путают, а с введением централизованной системы, когда приток анализов в каждый центр будет в несколько раз больше, их будут перевирать гораздо чаще.
Деньги - не панацея
ЧТОБЫ сдать анализы, нужно запастись свободным временем. Нередко в те несколько часов, что лаборатория работает на прием, это желают сделать до 200 человек. Однажды мне довелось наблюдать картину, когда две бабульки, не поделившие места в очереди, накинулись друг на друга с кулаками. В результате прокалывать палец, чтобы пустить кровь, уже не потребовалось - кровь можно было брать с лица. Кстати, драки в таких очередях - давно привычное дело. Но лаборатории устанавливают не только временные рамки. Их жизнь диктует появление и других ограничений: из-за определенного количества реагентов и посуды, нехватки рабочих рук поликлиника делает не те исследования, которые нужны пациенту, а те, которые она "умеет" проводить. Соответственно и врачей той же поликлиники ориентируют: выписать столько-то "кровей", столько-то "мочи", столько-то "биохимий"...
Казалось бы, от всех этих проблем должно спасти обращение в частную лабораторию. "Но и их количество сегодня растет в обратной зависимости от качества предоставляемых услуг", - комментирует Ольга Тарасенко. - Например, исследования по биохимии и иммунологии в маленькой коммерческой лаборатории вы вряд ли получите в срок. Ваши свежие анализы будут заморожены, чтобы дождаться "соседей": ради одной пробирки никто не станет запускать анализатор. В государственной поликлинике кровь сдают утром. Многим это неудобно, поэтому они обращаются в частные клиники, где анализ можно сдать в любое время. Но дело в том, что анализ крови, забор которой проведен позднее 11 часов утра, порой недостоверен. То же самое при сдаче других анализов: есть ограничения по приему пищи, по времени их сдачи и по срокам их выполнения".
В частных лабораториях могут работать на приборах, не разрешенных к использованию. Но выяснить это сложно. Проверяющие приходят в эти учреждения по редкой жалобе пациента. Клиентам частных лабораторий можно посоветовать лишь всякий раз уточнять, внесено ли предлагаемое им исследование в список разрешенных Департаментом здравоохранения для этого центра, как правило, "разрешенный" список небольшой. И часто именно для неразрешенных анализов используют устаревшие приборы. Так что и исследования частных лабораторий можно поставить под сомнение. Вот и получается, как в том анекдоте: у нас лечат от одного, а умирают от другого.
Сергей С., главврач одной из московских поликлиник:
- РАЗУМНОЕ устройство системы лабораторий на округ в 1 млн. чел. - это пирамидальная структура, на вершине которой находятся 2-3 крупные лаборатории, 10-15 помельче, с ограниченным спектром анализов, и много пунктов, где делают популярные анализы прямо на месте. Эта система может быть создана без разрушения нынешней структуры, можно сказать, на ее базе. Но у нас, как всегда, сначала ломают старую и только потом строят новую.