"ЗНАЮ я эти наши водохранилища, там вся рыба - глистатая! - отрубил мужик, покупавший на рынке два килограмма манной крупы, видимо, на прикормку. - Давеча вот на Рузское ездил, так подлещики кверху пузом плавают, и в каждом во-от такенный солитер..." Наличие отвратительных шевелящихся белесых лент, тянущихся за полудохлыми речными и озерными рыбами, может подтвердить каждый, кто бывал на подмосковных водохранилищах. Более того, это перестало быть экстраординарным зрелищем - так называемый солитер превратился едва ли не в визитную карточку наших крупных и средних "рыбацких" водоемов.
В ПРИНЦИПЕ гельминты, то есть черви-паразиты, в том или ином количестве присутствуют в любом водоеме. Однако особую ненависть и брезгливость рыболовов вызывает именно червь лигула, который в просторечии и называется солитером - он наиболее заметен, с виду тошнотворен да и встречается чаще всего. Правда, мы видим лишь "конечный продукт" - взрослого червя в теле одного из промежуточных хозяев - рыбы. Яйца паразита с фекалиями чаек попадают в водоем и через пару дней превращаются в личинок, которых заглатывают рачки. Ими в свою очередь питаются рыбы. Зараженная рыба не может уйти на глубину, плавает кверху брюхом, где становится легкой добычей птиц, и все повторяется заново.
"Да, рыба подмосковных водоемов в последнее время гораздо чаще болеет лигулезом, - говорит ученый секретарь Межведомственной ихтиологической комиссии Виктор Шевченко. - И прежде всего это связано с загрязнением водоемов фекалиями и органическими отходами, которые сбрасывают в районах плотной дачной застройки. К тому же сейчас сильно выросла численность сорных рыб - пескаря, уклеи, ерша. Они создают "перенаселение" водоемов, а заболев, контактируют со здоровыми особями и усугубляют общую ситуацию. Кстати, лигулезом страдают в основном рыбы семейства карповых - лещ, язь, густера, плотва... Хищники вроде щуки или окуня этим видом гельминтов не поражаются".
Лигулез, как бы ни был отвратителен сам червь, не представляет серьезной опасности для нас, поскольку человек не является конечным или "основным" его хозяином. Во-первых, многие рыболовы брезгуют "глистатой" рыбой и выбрасывают ее. Во-вторых, если ловля идет с помощью удочки или донки, то есть в нижних слоях воды, клюет, как правило, здоровая рыба, обладающая аппетитом. И даже если рыболов оказался крепким на нервы человеком и, вычистив метрового червя из рыбы, хладнокровно бросает своего леща или плотву в уху или на сковороду, ничего страшного не произойдет. Максимум, до чего можно доиграться, - острое пищевое отравление, поскольку продукты жизнедеятельности паразита все же вредны, а в процессе термической обработки они не уничтожаются.
Но одним лигулезом спектр ленточных паразитов не ограничивается. Например, широкий лентец поражает "застрахованных" от лигулеза щук и окуней. Этот червь может вызвать у человека ослабление сердечной деятельности, нервные расстройства, непроходимость кишечника, и все эти "радости" в течение почти 25 лет - столько он может паразитировать в человеческом организме. Правда, чаще всего люди поражаются лентецом на Севере и в Сибири, где полным-полно любителей свежезамороженной строганинки, малосольной рыбы под пивко и подсоленной, а то и вовсе сырой щучьей икры. Так что эстетам, отправляющимся на рыбалку в поисках сибирской, "настоящей мужской" экзотики, стоит крепко призадуматься. Если же всю рыбу хорошо проваривать, жарить не менее 15 минут, солить не менее 2 недель, то от паразитов не останется ничего, кроме, опять-таки, продуктов их жизнедеятельности.
По словам Виктора Шевченко, бороться с заражением пресноводных рыб следует сразу в нескольких направлениях. Разумеется, необходимо отлавливать явно зараженную рыбу и уничтожать ее. Но гораздо более важной представляется охрана водоемов от фекальных загрязнений. Особенно это касается Рузского, Можайского, Истринского водохранилищ и озера Сенеж. А принцип "это же не химия, а натуральный продукт, практически удобрение" придется забыть навсегда.