К ИНТЕРЕСНОМУ выводу пришли недавно российские медики. Оказывается, пол будущего ребенка определяется не только наличием Х или Y-хромосомы в сперматозоиде отца, но и... состоянием магнитного поля Земли в момент зачатия младенца. Если напряженность колебаний поля в этот день снижается, чаще рождаются мальчики: соотношение 16 к 10. Если возрастает, то в полтора раза больше вероятность, что будет зачата девочка. Теперь вам понятно, почему в последнем столетии численность женского населения значительно преобладала над численностью мужского? Это же был век повышенной солнечной активности - геомагнитные ураганы так и бушевали над планетой...
НИКАКИХ астрологических заморочек в приведенном примере нет. Как предполагают ученые, изменения напряженности сверхслабых магнитных полей отражаются на распаде некоторых видов лейкоцитов крови. Так подтверждается тезис о распределении ролей полов в эволюции человека: мужской пол отвечает за поиск (так называемую лабильность), женский - за стабилизацию. Как только уровень колебаний геомагнитного поля снижается и условия становятся благоприятными, чаще рождаются мальчики: пока тишь да гладь, мужчинам дается возможность для поиска всего нового. Когда магнитное поле возмущено, на свет появляются девочки: раз начало "штормить", перед ними стоит задача сохранить все то, что было наработано предыдущими поколениями.
Взглянем на статистику. По данным последней переписи, Москва наряду с Санкт-Петербургом, Ивановской, Тульской, Владимирской и Тверской областями является регионом, где доля женского населения значительно превышает долю мужского. На 1 тыс. представителей сильного пола у нас приходится 1232 представительницы слабого, в то время как по России в целом это соотношение составляет 1000 к 1137. Выходит, мужчин в Первопрестольной всего-то 44,8%. Интересно, а как было раньше? Может быть, в численном преобладании женщин кроется некая столичная карма, которая и обеспечивает таким мегаполисам, как Москва, экономический, культурный и политический рост?
Ревизия мужиков
КАК нам пояснили в Институте этнологии и антропологии РАН, судить о том, каким было соотношение численности полов в прежние века, чрезвычайно трудно. Еще при Петре I власти пытались вести систематизированный учет населения (ревизии), но перед этой затеей всегда вставал целый ряд препятствий. Сделать одномоментный "демографический снимок" не представлялось возможным в силу некоторых российских особенностей - огромных расстояний, низкой грамотности населения, отвратительного состояния дорог. К тому же сами люди относились к переписчикам с откровенным недоверием и настороженностью. Что неудивительно: изначально переписи использовались в фискальных целях, чтобы можно было узнать количество налогооблагаемых душ.
"А поскольку податями облагались только мужчины, то учет женского населения вообще не производился, - говорит кандидат исторических наук Валерий Степанов. - Мужчины были тем движимым имуществом, с которого можно брать налог. И подворная перепись состояла в том, что в дома приносили переписные листы и заполняли их со слов главы семьи. Понятно, что подавляющая часть мужиков, особенно в деревнях, игнорировала наличие слабого пола в своем доме: женщин за работников не считали. Лишь в конце ХIХ века, который стал революционным с точки зрения переписи населения, женщин начали учитывать. После отмены крепостного права в отдельных городах и губерниях было организовано более двухсот ревизий. Большинство выпало на долю Санкт-Петербурга, в Москве их проводили четыре раза. Но данные были приблизительными. Более-менее правдоподобные сведения удалось собрать только во время первой (она же стала и последней) царской переписи. Ее провели "по состоянию на раннее утро 9 февраля (28 января) 1897 года".
Как выяснилось, в Первопрестольной в то время проживало около 1 млн. 39 тыс. чел. Вместе с пригородами - 1,5 млн. чел. Стоит сказать, что население Москвы постоянно росло за счет приезжих (особо заметный скачок произошел как раз после отмены крепостничества) и никакие катаклизмы: войны, пожары, эпидемии, - не могли поколебать этой тенденции. Например, до того как в 1812 г. город выгорел дотла, в нем, по оценкам современных демографов, проживало около 270 тыс. чел. Несмотря на грандиозный пожар, уже к 1840 г. число москвичей выросло до 350 тыс. чел. Или взять перепись 1902 г. Она показала, что 72% жителей Белокаменной родились где-то в другом месте. Это значит, что урожденных москвичей тогда было немногим более четверти, остальные приехали из окружающих губерний. Значительный демографический скачок пришелся и на 20-е гг. ХХ века, время индустриализации. Если в 1923 г. в Москве насчитывалось 1,5 млн. чел., то в 1926-м - уже 2 млн. чел. За счет повышения рождаемости таких темпов достигнуть нельзя.
Мальчик - с перспективой
"ДУМАЮ, численность мужчин и женщин в Москве всегда была примерно одинаковой, хотя свои особенности имелись, - продолжает Валерий Степанов. - Поскольку сюда постоянно прибывали мигранты, естественно, первыми ехали мужчины. Но дефицита слабого пола не возникало: он восполнялся за счет сельских женщин, которые прибывали следом, когда мигранты обживались на новом месте. Эта закономерность наблюдается и сейчас, тем более что значительная доля современных мигрантов - выходцы с Кавказа, которые дорожат своими национальными традициями, сохранением генофонда и т. д. Скажем, у китайцев, которые постепенно заселяют США, есть правило брать в жены девушку из Китая".
По наблюдениям ученых, при отсутствии сильных социальных потрясений соотношение мужчин и женщин выглядит так. До трехлетнего возраста число мальчиков на 1,5% превышает число девочек. К 10 годам их становится поровну, а в подростковом возрасте численного превосходства на 0,5-1% достигают девушки. Далее идет его плавное нарастание: 35-летних женщин уже на 5-7% больше, чем сверстников-мужчин, а начиная с 55 лет слабый пол превышает по численности в два раза!
"В периоды социальных потрясений баланс еще больше нарушается. Данных по войне 1812 г. у нас, к сожалению, нет, а вот по состоянию на 1937 г. видно: женское население Москвы где-то на 5% превышало мужское. А в 1945-м, после Великой Отечественной, этот показатель достиг 8%", - подводит итог Валерий Степанов.
Напоследок еще одно наблюдение ученых, на этот раз британских. Сотрудники Кентского университета опросили молодых матерей. Выяснилось, что мальчики чаще рождаются у тех женщин, которые планируют долго прожить на этом свете. Объяснение этому психологическому феномену дается такое: мальчики нуждаются в большем уходе, чем девочки, а значит, и социальные условия при их рождении должны быть лучше. Если женщина планирует жить долго, значит, у нее к тому есть основания. Жизнь налаживается - и на свет появляется больше пацанов. Остается надеяться, что время потрясений в постсоветской Москве тоже миновало. И число мужчин у нас постепенно сравняется с числом женщин. В самом деле, так не хочется, чтобы кто-то из москвичек был обделен вниманием со стороны сильного пола.