ЖИТЕЛИ Талдомского района узнают о наступлении осени не по календарю, а по протяжному крику журавлиных стай - именно здесь находится крупнейшая в области "стоянка" журавлей на пути в теплые края. Более 1 тыс. птиц специально прилетают сюда каждый раз с севера, чтобы вырастить птенцов и хорошенько подкрепиться.
"ЖУРАВЛЬ - птица серьезная и крайне осторожная, - говорит директор заказника "Журавлиная родина" Ольга Гринченко. - Близко человека никогда не подпустит. Поэтому и известно о журавлях совсем немного. Гнездятся на болотных кочках, обычно выводят одного или двух птенцов. По внешнему виду птицы очень похожи друг на друга и различаются лишь... голосом. У каждой особи - он свой, индивидуальный. Определить это можно с помощью специальной аппаратуры".
Журавль - птица крайне постоянная и прилетает "на побывку" в Талдомский район не одно десятилетие. Старожилы помнят, что птицы гнездились здесь еще в 20-30 гг. В 1977 г. орнитологи из Москвы насчитали более 1700 особей, а немного позже на площади 11 тыс. га был создан заказник "Журавлиная родина". В этом году ему исполнилось 25 лет. За это время журавль стал для жителей символом района: на гербе красуется журавль, в Талдоме открыт Музей журавля, в честь птицы каждый сентябрь проводится фестиваль, называют кафе и рестораны, школьники ездят на экскурсии в заказник. Актуальными стали народные поверья, связанные с журавлем. Житель расскажет вам якутскую примету: кто увидел белого журавля, будет счастлив весь год. О том, что в Дагестане много памятников в виде птицы - по народному поверью, души людей после смерти превращаются в журавлей. В Калмыкии журавль считался свадебной птицей, жених и невеста облачались в одежды, имитирующие оперение птицы, и исполняли "танец журавля". В Талдомском же районе полагают, что встреча с первым журавлем спасет от боли в спине: нужно только при виде птицы лечь на спину и покататься по земле. А еще считается, что убить журавля - большой грех, платой за него будет смерть одного из членов семьи.
"Серый журавль охраняется законом, убивать их не принято, - говорит Ольга Гринченко. - Поэтому большой опасности со стороны охотников нет. Зато существует другая: если люди изменят природные условия, журавли могут поменять "стоянку" или даже погибнуть". Оказывается, жизнь журавлей может зависеть даже от такой малости, как... сбор клюквы. "Одно из болот, на котором селятся журавли, - клюквенное. Как только она созревает, на болота выходят толпы людей. Ягодники беспокоят птиц, иногда поджигают торф. Кроме того, сбор клюквы приводит к осушению болота - "дома" журавля. По закону, сбор клюквы запрещен до 1 октября - времени, когда все птицы улетят на юг. Но люди все равно идут. Наши инспектора пытаются их остановить - дело доходит до драки". Другая проблема - поля. Журавли кормятся на жнивье упавшим при уборке зерном. И каждый год сотрудники заказника уговаривают руководителей сельхозпредприятий сеять зерновые культуры и убирать их не полностью. "Самое страшное для нас сейчас - последствия принятия закона "О земле". Территории принадлежат области, которая может продать их или сдать в аренду. А вдруг с новым собственником мы не сможем договориться? Уже были попытки построить дачи и завод по производству удобрений на границе заказника. Международная известность заповедника и любовь местных жителей к птицам не гарантируют сохранность журавлиных болот".
В администрации заказника работают всего 4 человека. Зарплату они не получают больше года. При реорганизации Комитета охраны природы РФ администрация особо охраняемых природных территорий, к которой и приписан заказник, оказалась не у дел. Сотрудники заказника вынуждены подрабатывать в других местах, а в свободное время и на выходных заниматься делами заказника. Им в этом помогают местные школьники и жители, дружина по охране природы при биофаке МГУ. "Для нас самая большая награда - видеть, что наших птиц становится больше, - говорит Ольга Гринченко. - Когда они летят клином, какая-нибудь особь да вылетит из строя. Мы, ученые, знаем, что это ветер выбил ее из клина. Но все равно каждый раз подумаешь - а вдруг они действительно с нами прощаются и благодарят?"
Неужели охранять животных у нас можно только "на общественных началах"?