Примерное время чтения: 3 минуты
167

Исчезающие имена

В память о войне во многих московских зданиях остались мемориальные доски с именами погибших. Что делать с этими памятниками?

"В ФОЙЕ нашего здания (ГУП "Мосгаз") стояла памятная доска с именами сотрудников, сложивших свои головы за честь и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, - написали нам в редакцию. - В дни торжеств мы несли туда цветы и приходили склонить головы перед светлой памятью павших товарищей. И вот теперь, в канун 60-летия Великой Победы, руководство приказало доску убрать, мотивируя свой поступок тем, что здание "Мосгаза" не крематорий".

В пресс-службе "Мосгаза" нам, конечно, все объяснили по-другому. На первом этаже идет ремонт, поэтому памятную доску сняли, но, когда ее вернут на место, неизвестно. К сожалению, мемориальные доски, которые раньше в Москве размещались практически в каждом учреждении, сегодня оказались заложниками времени. Предприятия меняют не только собственников, но и профиль работы. В помещениях бывших заводов разместились магазины, стройрынки, банки, концертные площадки. Здесь уже давно не работают люди, имена родственников или друзей которых были высечены на мемориальных плитах. Например, в здании бывшего завода "Красный пролетарий" сейчас находится пятизвездочный спа-клуб для сильно богатых. И прямо рядом - мемориал со списком погибших во время войны рабочих завода, которого уже нет (см. фото).

Постепенно, где под видом ремонта (как на "Мосгазе"), где при въезде в помещение нового собственника, памятные доски убирают подальше от глаз. Они не вписываются в новый интерьер. А, с другой стороны, столичные власти не предлагают кардинального решения проблемы. "Все эти доски нужно свезти на Поклонную гору, - считает Елена Пахомова, ученый секретарь Центрального музея Вооруженных сил РФ. - Из них можно сделать аллею памяти. Каждый москвич должен знать своих соотечественников-героев по имени. Таким образом можно было бы одновременно решить две задачи: создать памятник, посвященный москвичам, погибшим на фронтах Великой Отечественной, и решить проблему мемориальных плит, многие из которых уже сегодня находятся в ужасном состоянии".

Но в Центральном музее ВОВ на Поклонной горе эту идею не поддержали. "Технически очень сложно осуществить, - считает Серафима Горбунова, ученый секретарь музея. - Все доски отличаются по архитектурному исполнению, их практически невозможно слить в единую композицию. Да и целесообразно ли? На самих предприятиях должна ощущаться преемственность". Странная позиция. Во-первых, это задача архитектора - соединить части в единую композицию. А во-вторых, о каких предприятиях или преемниках можно говорить, если в цехах заводов, чьи рабочие уходили в ополчение, разместились развлекательные учреждения? Не торопятся принять взвешенное решение и депутаты МГД. Причем тему эту мы поднимаем уже не первый год. Видимо, депутаты считают, что все "само собой рассосется". Время идет, доски разрушаются, уничтожаются... Есть вопросы поважнее?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно