Улицы, названные в честь убийц, продолжают "украшать" карту нашего города.
ЛИШЬ в начале 90-х Каляевскую, названную именем убийцы генерал-губернатора великого князя Сергея Романова, переименовали в Долгоруковскую. И вот уже полтора десятилетия ничего не меняется. Какие же герои в чести?
Петр Войков: участник расправы над семьей императора Николая II
ЧТО КАСАЕТСЯ улиц, которые по сей день значатся на картах Москвы и носят "кровавые" имена, то многим наверняка знакома станция метро "Войковская", что на севере столицы. Там же есть улица Войкова и 5 Войковских проездов. Истории доподлинно известно, что Петр Лазаревич Войков - участник расправы над семьей императора Николая II. Химик по образованию, он использовал кислоту, с помощью которой уничтожил тела невинно убитых. Также Войков прикарманил перстень Александры Федоровны, сняв его с пальца государыни. И за эти "заслуги" советское правительство отправило Войкова послом в Польшу. Тем не менее помимо улиц, проездов и cтанции метро именем Войкова назван целый столичный район.
Николай Кибальчич: принимал участие в покушении на Александра II
ЕСТЬ в Москве ул. Кибальчича. К этому человеку неоднозначное отношение. С одной стороны, он террорист, принимал участие в покушении на Александра II. С другой - Кибальчич - изобретатель. Он вступил в революционно-террористическую организацию "Народная воля", чтобы бороться за светлое будущее. Разумеется, за покушение на Александра II, как и все его подельники, был приговорен к смерти. Однако незадолго до этого Кибальчич передал рукопись, написанную в тюрьме: "Проект воздухоплавательного прибора". Он предложил создать совершенно новый (ракетодинамический) аппарат, прообраз современных пилотируемых ракет. Николай Иванович Кибальчич был казнен в 1881 г.
Степан Халтурин: террорист
НЕДАЛЕКО от станции метро "Черкизовская" находятся еще одна улица и проезд, носящие имя террориста - Халтурина. Степан Николаевич Халтурин организовал вместе с В. П. Обнорским "Северный союз русских рабочих". Применив смекалку, он приблизился к осуществлению своего плана, поступив столяром в Зимний дворец. Однако произведенный взрыв царя не убил. Тем не менее Халтурин решил довольствоваться меньшей "добычей". 18 марта 1882 г. в Одессе он убил военного прокурора генерала В. С. Стрельникова. Когда Халтурина арестовывали, он назвался Степановым. Под этой фамилией и был повешен.
...и правительство Москвы
ВСЕ эти улицы вызывают одни и те же ассоциации: убийство и террор. Особенно неоднозначно они звучат в городе, который столкнулся с терроризмом сегодня. Но правительство Москвы не считает нужным, вернее, возможным менять их названия. "Согласно действующему закону "О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена г. Москвы" для изменения названия одного желания мало, - рассказали мне в Комиссии по переименованию при правительстве столицы. - Например, улица Войтовича недавно была переименована исключительно потому, что ей вернули историческое название - Старообрядческая. Это культурная ценность для города. И помните, любое переименование несет в себе массу проблем. Представляете, сколько документов придется переоформлять горожанам? Кстати, на улице Войтовича не было ни одного жилого дома, только организации. Еще к нам обращаются москвичи с просьбой поменять название, например, Большой и Малой Коммунистической. Но ведь это ж один из этапов развития нашей страны, это история. Об этом тоже надо помнить".
Алексей ШИЛОВ, доктор наук, специалист по топонимии Москвы:
- НЕОДНОЗНАЧНЫХ героев, чьими именами названы улицы в Москве, я для себя разделяю на разные категории. Например, народовольцы безусловно были террористами. Но их можно назвать террористами бескорыстными: они искренне считали, что террором можно приблизить "светлое будущее". Я осуждаю террор как метод борьбы, но этих людей не могу не уважать. Поэтому такие названия, как, скажем, "Халтуринская", менять не стоит. Халтурин, конечно, террорист. Готовил взрыв, при котором погибло бы очень много людей, и хорошо, что его план не сработал. Тем не менее это историческая фамилия. Но когда речь идет о чуть ли не государственном преступнике, то мне неприятно видеть улицу, названную в его честь. Например, Войков. Он был деятелем кровавого режима, и его имя убрать было бы правильно, а у нас в столице культ Войкова: район, станция метро, несколько проездов, улица.
Александр ПРОХАНОВ, писатель:
- ДА НЕ НАДО ничего переименовывать. В народе есть такое выражение: "Перенесение порток с гвоздя на гвоздок". И вот этим занимается нынешняя власть, которая ничего толком сделать не может. Ставят какие-то памятники, дают какие-то непонятные названия. Происходит имитация истории, вместо того чтобы создать своего героя, именем которого можно было бы назвать улицу. Лучше бы новый город создали и набили его именами лидеров. А всяких халтуриных, которые пытались от царизма страну избавить, по-моему, не нужно трогать. Пусть будут.
Смотрите также: