На богослужения в храмах священнослужители надевают особые одежды. Их создание - многовековое искусство, вернуть которое удалось лишь недавно.
НА ПАСХУ, до окончания крестного хода, положено облачаться в белые одежды. Потом в красные, в которых служат до Вознесения. Белый - Господний цвет: во время Рождества, Крещения, Преображения белой парчой сияют одежды священнослужителей, облачение престола в алтаре, покровы аналоев. Богородичный цвет - голубой. Дни памяти мучеников знаменуются бордовым. Зеленые одежды надевают на Троицу, в праздники Сергия Радонежского, Серафима Саровского и всех преподобных святых.
Церковные облачения и каждая их деталь символизируют что-либо из священной истории. Риза, или, по-иному, филонь, напоминает ту багряницу, в которую был облачен страдающий Спаситель. Ленты, нашитые на ризе, - напоминание о крови, стекавшей по Его одеждам. "К концу XIX - началу ХХ века искусство шитья священных облачений в России достигло расцвета, - рассказала искусствовед московского Свято-Данилова монастыря Зоя Васильевна Цветкова. - Но после революции большая часть этого богатства была уничтожена. Мастерские по производству церковных тканей и пошиву одежд закрылись, оборудования почти не осталось".
Единственное в стране учебное заведение, где учат так называемому золотному шитью, находится в Торжке. В ризнице московского Свято-Данилова монастыря обладательница этой редкой профессии - золотошвейка Светлана Ларичева. Техника вышивания та же, что и века назад, - пяльца, золотая или серебряная нить и больше 200 видов швов. Орнамент облачений вышивают по картону, подложенному под рисунок для придания ему объемности. (Кстати, иконы и лики расшивают лицевым шитьем - шелковыми нитками различных цветов и оттенков.) А швея Мария Адамова вспоминает, что еще 10 лет назад, когда она пришла трудиться в ризницу из Дома моделей, приходилось использовать портьерные ткани, на которые нашивали кресты и ленты. Теперь производство церковных тканей восстановлено. Облачения, сшитые из них в монастыре, там же ремонтируют, чистят, стирают.
А в Московском подворье Троице-Сергиевой лавры научились восстанавливать старинные священные одежды. Ткань, потерявшую цвет, подкрашивают анилиновыми красителями. Там, где утрачена металлическая нить, подбирают краску "под золото", потом по ней проходятся клеем, и таким образом создается ощущение металлической поверхности. Справились и с воском, который обычно попадает на облачения со свечей. Его отпаривают утюгом через бумагу, а потом удаляют особо очищенным бензином. Стертые оплечья риз заменяют новым бархатом. Архимандрит Лонгин, первый настоятель подворья (сейчас - епископ Саратовский и Вольский), 15 лет назад сумел наладить не только реставрацию облачения, но и производство церковных тканей по старинным рисункам на ткацких комбинатах. Сейчас его дело продолжает настоятель игумен Дионисий - ткани изготавливаются по новым рисункам прихожан-художников. Хотя производство идет трудно: комбинатам куда выгоднее и легче произвести, например, километры ткани для армии, нежели корпеть над небольшими церковными заказами.