Примерное время чтения: 4 минуты
160

Коробейники на колесах

Пригородные электрички многие называют не иначе как "магазин на колесах".

МОЙ КОЛЛЕГА с гордостью продемонстрировал купленный в электричке раскладной стульчик на металлическом каркасе - предмет зависти знакомых рыболовов, - который обошелся всего в 150 руб. Попался этот товар и мне, когда ехала в пригородном поезде. Продавец оказался кандидатом физико-математических наук и рассказал, что такие стульчики выпускает бывшее оборонное предприятие, расположенное в Подмосковье. Сотрудники покупают их на родном заводе по себестоимости, а реализуют по пути с работы домой. "Поначалу было, конечно, неловко торговать в электричках, - признался мужчина. - Но нужда заставила. Кстати, в "урожайный месяц" как продавец я зарабатываю больше, чем как инженер".

Обладатели ученых степеней среди коммивояжеров, конечно, редкость, но большинство из них - люди с высшим образованием. Много среди продавцов и работников умственного труда, которым надоело получать символическую зарплату, и пенсионеров, недовольных своей пенсией. А у одной бывшей учительницы начальных классов открылись удивительные способности. Она вяжет стильные шляпки из недорогих материалов и сама продает их в электричках. Учительница ничуть не смущается, когда среди пассажиров встречаются ее бывшие ученики. "Проще всего было бы сетовать на судьбу. Но я предпочитаю не сидеть сложа руки - работа меня не только кормит, но и держит в тонусе. К новому делу отношусь творчески. Летом вяжу кружевные панамки из плотных хлопковых ниток, в межсезонье - береты и шляпки, в морозы - пушистые варежки и шапки-ушанки. Продавать в электричке удобно. Покупатели никуда не спешат, есть время примерить, подумать, посоветоваться".

Попадаются среди коробейников долгожители. Шестидесятилетний дядя Жора - человек-легенда. Ходит с товаром по электричкам еще с перестроечных времен. Без малого 15 лет торгует нитками и пуговицами. "Такого широкого выбора нет даже в специализированных магазинах, - рассказала мне соседка по вагону, купившая у дяди Жоры сразу 15 катушек ниток. - Я езжу каждый день, поэтому заказы на товар мне делают знакомые, коллеги по работе. Мы в шутку просим у дяди Жоры заранее объявлять свое расписание".

Часто встречаются среди продавцов и молодые люди. У них в этой работе свои резоны. "Каждый день трачу на электрички 50 минут, к тому же проездной обходится ежемесячно в 500 руб. Вот и решил, что торговля поможет "отбить" свои деньги", - рассказывает двадцатилетний Олег, студент московского вуза. "В электричках многие торгуют одним и тем же и по одинаковым ценам. Только у кого-то товар берут, а у кого- то нет. Секрет прост: правильно составленный предпродажный спич - это 50% успеха. А если его еще произнести с огоньком - то продать можно любой товар, - делится секретами тридцатилетний Павел, бывший менеджер московского магазина электротоваров. - Очень важно почувствовать специфику железнодорожной публики. На работу люди едут сонные, с работы - усталые. Утром важно людям поднять настроение: хорошо идут анекдоты. Вечерние пассажиры не любят, когда продавцы говорят слишком громко и носят объемные сумки - в час пик люди и так стоят друг у друга на голове".

Заработки разъездных коробейников невелики. В среднем продавец-одиночка, торгующий оригинальным товаром, зарабатывает до 500 руб. в день. Продавцы из "организованной сети", которые работают на хозяина, обычно получают 20% от выручки. Это примерно 200-250 руб. в день. Однако продавцов в последнее время становится все меньше. С тех пор, как на крупных железнодорожных станциях ввели турникеты, увы, не каждый коробейник может позволить себе покупать проездные билеты, которые дорожают каждый сезон. А в новые скоростные электропоезда частным предпринимателям вход и подавно запрещен. Там торгует "Желдорпресс" - уже на законных основаниях.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно