У столицы сегодня два источника водоснабжения - Волга и Москва-река. Обе реки летом неоднократно подвергались техногенному воздействию. Не рискуют ли москвичи в один прекрасный день вообще остаться без воды?
Г. Ш е в е л е в
ОТВЕЧАЕТ гендиректор МГУП "Мосводоканал" Станислав ХРАМЕНКОВ:
- СПЕШУ успокоить: в случае опасности мы сразу перекроем водоснабжение города. В наших резервуарах хранится достаточное количество воды, чтобы обеспечить бесперебойную ее подачу в течение 8-10 часов. Конечно, это не панацея. Но Москва - единственный крупный город мира, чье водоснабжение полностью зависит от поверхностных источников. Сбросы предприятий, корабельный мазут и весенний навоз с полей делают воду, текущую из наших кранов, крайне уязвимой.
Логичнее было бы использовать воду, которая хранится под землей. Она наилучшим образом защищена от внешнего воздействия и к тому же намного чище поверхностной. В Москве есть свои артезианские скважины, но для снабжения мегаполиса, который в сутки потребляет 5 млн. м3 воды, их запаса недостаточно. Кроме того, если откачивать воду из скважины, не давая времени на восстановление, она уйдет. Начнется просадка грунта, может образоваться депрессионная воронка. Гидрологи доказали, что в столице существуют такие воронки. И это тоже серьезная проблема. Например, на некоторых станциях Московского метрополитена, чтобы избежать подтопления, ежедневно откачивают воду. Для питья она непригодна, но технические нужды удовлетворить в состоянии. Можно брать воду через скважины из-под русла Оки. Вода будет "окская", но пройдет через естественный фильтр - песок. Несмотря на то что все подземные воды Подмосковья загрязнены железом, фтором и сероводородом, от этих веществ легко избавиться. Но пока это только планы. Как, впрочем, и разработка Звенигородского, Клинско-Дмитровского и Восточного водных месторождений.