Примерное время чтения: 4 минуты
120

Барельефом по фасаду

Недавно я подметил интересную вещь. При Сталине родилось несколько стилей. В одно и то же время строили аскетичные дома-коммуны и красивые сталинские шести-, семиэтажки с лепниной на фасадах и массивными балконами. Получается, неправильно говорить: каждой эпохе - своя архитектура?

С. Н о с о в

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, "коммунальные" дома появились почти одновременно с выполненными в сталинском ампире. Но это одна эпоха. Когда знаменитые конструктивисты творили экспериментальное жилье для народа, требовались и другие жилые здания - красивые и удобные - для партийной элиты. Самая знаменитая коммуна - дом-корабль Моисея Гинзбурга для сотрудников Наркомфина, построенный в 1928 г. Но конструктивизм не выражал грандиозности и монументальности эпохи. Поэтому несколькими годами позже властью было предписано использовать в домостроении лучшие приемы классической архитектуры. В 1934 г. в начале Моховой по проекту Ивана Жолтовского вырос первый элитный дом с богатым внешним убранством. Позже в сталинских домах стали совмещать жилье для народа и номенклатуры: многокомнатные квартиры оборудовали небольшими комнатками для прислуги. Кстати, идеолог "городов будущего" Ле Корбюзье предпочитал жить в старинном особняке XVII в.

Как бы там ни было, украшать фасады обильной лепниной, балконами с гнутыми коваными решетками и различными фигурками стало модно (см. фото 1). На зданиях появились росписи из серпов и молотов, балконы подпирали резными консолями, "рабочие и колхозницы" заняли свое место на карнизах между этажами (см. фото 2). Парадные подъезды "охраняли" похожие на красноармейцев рыцари в доспехах и дикие животные. Жолтовский, кстати, прославился домом со львами в Ермолаевском переулке. Выходящее фасадом на Патриаршие пруды здание похоже на старинный особняк. Однако выстроено оно в конце Отечественной войны. Синтез архитектуры и скульптуры породил и барельефы. Например, фасад дома на Спиридоновке украсили фигурами, символизирующими "Науку", "Технику" и "Искусство". Но большинство фасадных украшений, к сожалению, сегодня увидеть нельзя: они не сохранились. Например, угловой дом на Пушкинской площади и Тверском бульваре венчала балерина. Но с воздетой к солнцу рукой она простояла до 1958 г., потом ее, обветшавшую и не подлежащую реставрации, убрали с глаз долой.

После смерти Сталина в архитектуре от излишеств отказались. Из проектов убрали любые украшающие детали, кроме балконов. Так признак достатка и влияния появился в каждой хрущевке. Но вместо массивных и просторных строили символические, с простеньким ограждением. Застекленные или нет, но со временем они превращались в место для сушки белья или в склад ненужных вещей (см. фото 3).

Хоть хрущевок уже и не строят, дома с единственным излишеством в виде балконов продолжают появляться и сегодня. Квартиры серийного производства стали просторнее, но на лоджиях все еще экономят. Типовые дома по-прежнему соседствуют с теми, что претендуют на событие в архитектуре. Но только в центре здания по индивидуальным проектам обильно украшают лепниной, фигурками или балконами с гнутыми коваными решетками. В настоящее время единства в украшении фасадов нет по-прежнему. Но что интересно: когда стало можно строить все что угодно, были бы деньги, на углу Малой Бронной и Садового кольца, в непосредственной близости от Патриарших прудов, появился дом (см. фото 4), который украшает макет башни Владимира Татлина. Он придумал ее в 1919 г. как символ общемирового господства коммунизма. В наше время он сгодился на символ господствующего капитализма, потому что стал украшением дома с очень дорогими квартирами в центре Москвы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно