Фотография школьного туалета, которую мы опубликовали (см. "АиФ. Москва" N 10), вызвала поток откликов наших читателей - школьников и их родителей.
КАК ОКАЗАЛОСЬ, московские дети массово боятся ходить в школьные уборные. У ребят болят животы. Старшеклассницы забиваются в дальние углы открытой туалетной комнаты, чтобы соблюсти личную гигиену. Тема отхожих мест в школах неудобная...
Дети не пьют и не едят!
Неравнодушная мама: В нашей школе N 254 в туалетах нет стульчаков на унитазах, перегородок между ними. Такими туалетами мои дети пользоваться не могут, поэтому терпят до конца уроков, что очень вредно.
Любовь Г.: В школе N 382 в туалете для самых маленьких, как рассказывает мой ребёнок, грязно и противно. Сама не видела - родителей внутрь не пускают охранники. Но, думаю, дочка не врёт, потому что слова ребёнка доказывает поведение. Она не пьёт утром дома чай, не ходит в столовую, не хочет брать с собой сок, чтобы не захотеть "по-маленькому". У дочки часто болит живот. Занятия ей нравятся, но иногда она неохотно идёт в школу именно из-за туалета. Несколько детей из дочкиного класса ведут себя точно так же.
Николай Н.: Целый месяц в школе N 146 на всё здание работают два туалета. Дети мучаются в очередях. Говорят, какая-то арматура полетела. Но ремонт делали только летом!
Старшеклассница: В туалетах школы N 633 нет кабинок и сидений. Я считаю, что это неуважение к моему праву на личную гигиену. Мы ходим в туалеты группами по 3-4 девушки: одна сидит внутри, а другие сторожат дверь снаружи и никого не пускают. Если задерживаешься, а подруги уже разошлись, приходится заходить в туалет и подпирать входную дверь рюкзаком. Любой шорох - и ты вздрагиваешь, натягиваешь штаны... Как это всё мерзко и гадко!
Инна Петровна: В школе N 1058 в туалетах нет дверей. Почему наши дети должны справлять нужду при свидетелях? Это развивает нездоровое отношение друг к другу и к чужому телу. В конечном счёте подобные неэстетичные зрелища могут стать причиной извращений, первым шагом к гомосексуализму. Детский мир жесток: туалетные издевательства, подколы, шуточки - всего этого можно было бы избежать, если бы ребёнок смог уединяться и делать свои дела в одиночестве.
Выпускник: Нет сидений, сливных бачков, хлипкие дощатые перегородки без дверей. Так выглядит туалет школы N 136. Думаю, сложнее найти в наших образовательных учреждениях нормальные уборные, чем "совдеповские".
Ещё одна фобия?
Евгений ШАПОШНИКОВ, доктор медицинских наук:
- СТРЕМЛЕНИЕ к нравственности, этике и эстетике (в том числе во всём, что касается процедуры отправления естественных потребностей) - одно из коренных отличий человека от животного. Когда появляются факторы, нарушающие это стремление, человек начинает чувствовать дискомфорт. Особенно сильно переживает ребёнок. Школьники иногда боятся входить в туалеты, ожидая неприятных эстетических ощущений. Невозможность уединиться приводит к стрессу. Ребёнок, сидя на занятиях, порой думает не о теме урока, а о том, что ему хочется в туалет, а войти туда противно и боязно. В школе с уборными связаны курение, алкоголь, наркотики, "наезды" старшеклассников. Всё это может привести к появлению у школьников "туалетофобии". Эта серьёзная проблема школьной администрацией, медиками и психологами, как правило, игнорируется.
Галина ГУЩИНА, зам. руководителя Департамента образования Москвы:
- К СОЖАЛЕНИЮ, система образования не финансируется на 100% от потребности. В полном объёме деньги выделяются на социально защищённые статьи: питание школьников, обеспечение их бесплатными учебниками, зарплата учителей и др. От дефицита бюджета страдают, как правило, статьи "текущий ремонт" и "прочие расходы", в которых заложены средства на ремонт туалетных комнат. Хроническое недофинансирование приводит к тому, что проблемы накапливаются. Несмотря на то что в последние годы Департамент образования уделяет этому большое внимание, решить все проблемы сразу невозможно. Школы-новостройки обязательно оснащаются туалетами с отдельными кабинками. Идёт ремонт и реконструкция уборных в зданиях, построенных недавно. Но нельзя замалчивать и обратную сторону проблемы. Разбитые унитазы, исписанные стены, сорванные с петель дверцы кабинок - туалеты стали такими не из-за старости. Их изуродовали дети. В школе такому не учат - это влияние уличной среды, недостаточное домашнее воспитание. Родители не должны перекладывать всю ответственность на учителей и администрацию. Может быть, взрослым стоит задуматься о том, как они воспитывают своих детей.
От редакции
ВО МНОГИХ московских школах есть кабинеты, оснащённые телевизорами, видеомагнитофонами, музыкальными центрами, помещения, оборудованные техникой для занятий домоводством и трудом, специализированные компьютерные классы. И в тех же школах нет нормальных туалетов с индивидуальными кабинками. Никто даже не говорит о такой роскоши (которая, кстати, есть в каждом общественном туалете в Европе), как одноразовые покрытия для сидений, туалетная бумага, мыло, полотенца, салфетки... С одной стороны, в этом виновата система распределения средств. Если деньги отведены бюджетом на целевые расходы (например, покупку компьютеров), их нельзя потратить на текущий ремонт. Это формальное противоречие не могут решить годами! С другой стороны, туалеты выпадают из сферы озабоченности администрации и родителей. Почему родители покупают в классы красивые люстры и занавески, но не могут отремонтировать туалеты? Почему администрация не может призвать родителей добровольно пожертвовать деньги на ремонт уборных или выбить деньги на нужды насущные? Туалет - показатель культуры школы. Безобразие, царящее в уборных, смывает в унитаз все старания педагогов, пытающихся привить детям чувство высокого и эстетического.
И ещё. Более трети выпускников школ настолько больны, что не могут служить в армии. Среди девушек процент подорвавших своё здоровье не меньше. Гастриты, заболевания печени, почек, других внутренних органов. Кто знает, когда они начинаются? Быть может, в тот момент, когда ребёнок боится идти в безобразный школьный туалет?
Смотрите также: