Воспользовавшись летом, столичные модницы сегодня оголяют плечи, ноги, спины, стремясь "выпустить на свободу" как можно больше тела. А как одевались летом дамочки 100, 50, 30 лет назад, рассказывает историк моды профессор Александр ВАСИЛЬЕВ.
1900-е: кружево и "Шахерезада"
НАЧАЛО ХХ века - период, когда стиль модерн победил в русской моде окончательно и бесповоротно. Проявилось это в двух основных тенденциях. Первое - так называемый неорусский стиль. В летней одежде использовалось много кружева из Ельца, Вологды, вышивки крестом и отечественных тканей - лён, ситец. А окончание Русско-японской войны вознесло на пик японские мотивы - крой рукава "японка", японские веера, пуговицы с японским орнаментом. До 1920 г. загар был непопулярен, и женщины стремились сохранить белизну кожи. Поэтому москвички выбирали закрытые вещи: блёкло-розовые, светло-голубые, бежевые, слоновой кости. Даже во время купания оголение было немыслимо. Купальники того времени - обычно льняные или из шерстяного трикотажа - комбинезоны с шароварами, закрывающими ноги до колен, и с рукавами до локтя.
Однако постепенно одежда начала становиться более сексуальной. Поводом для этого послужили балеты труппы Сергея Дягилева. В 1910 г. в "Шахерезаде" танцовщица появилась на сцене, одетая в лифчик, оставляющий голым животик. И хотя первый лифчик запатентовали в 1903 г., мы можем сказать, что популярность к этой детали туалета пришла только благодаря балетным костюмам Бакста. Именно художник из России был настоящим изобретателем того лифчика, который женщины носят до сих пор.
В канун Первой мировой войны женщины стали отказываться от корсета. Это позволило им носить более глубокие декольте и чуть-чуть обнажать спину. Но настоящее "открытие" спины - так называемая нагая мода - произошло, когда большинство мужчин ушло на фронт. Вообще оголение всегда связано с процентным соотношением количества женщин и мужчин в обществе. Так как Россия в период войны 1914-1917 гг. призвала в армию десятки тысяч мужчин, многие женщины почувствовали себя невостребованными и, для того чтобы быть более манящими, стали постепенно оголяться, отдавая предпочтение муслину или прозрачному тюлю.
1920-е: долой стыд!
РЕВОЛЮЦИЯ совершенно лишила женщин женственности. Костюм революционной поры старался сравнять не только классы, но и полы. Этого добились при помощи прозодежды, которая была популярна в 1919 - 1922 гг., когда мужчины и женщины выглядели практически одинаково. В тот период в столице появилось уникальное, нигде в мире более не зарегистрированное общество "Долой стыд", сформированное летом (!) 1925 г. Его участники, вдохновлённые призывами некоторых учёных мужей, решили бороться со стыдом как с буржуазным предрассудком. Группы людей по 6 - 10 чел. совершенно голыми маршировали по улицам, на лентах, надетых поперёк обнажённого тела, было написано: "Долой стыд - это буржуазный предрассудок". На дамах - ничего, кроме обуви и сумочек для документов. Они ходили в таком виде в кино, в столовую для рабочих и даже ездили в трамвае. Бабушки, видя их, крестились, дети бросали в них камнями и гнилыми овощами. Я читал воспоминания одного бельгийского дипломата, что в Москве 20-х гг. нудистские пляжи в районе Большого Каменного моста считались обычным делом. При этом он замечает: "Хорошеньких я не видел. Зато толстухи брали реванш".
1960-е: "фирма" и "урла"
А МИНИ-ЮБКА, на Западе появившаяся на рынке около 1961 г., в Москву пришла с почти 10-летним опозданием. Впервые мини-юбки включили в коллекцию, которую представлял Общесоюзный Дом моделей одежды на Кузнецком Мосту, лишь в 1967 г. Но даже в конце 60-х она считалась экстремальным нарядом московских модниц. Нормально реагировать на мини-юбки москвичи стали в 70-х, когда в мире уже царили макси - цыганский и индийский стили, принесённые хиппи. В столице тогда существовали две группы "жертв моды": "фирма" и "урла". "Фирма" старалась заполучить в гардероб привозные импортные вещи, а "урла" ходила в самошитом. При этом "урла" подражала "фирме" как могла. Отставание почти в 10 лет моды московской от моды мировой я могу объяснить тем, что поставки модных товаров проходили через моряков и гастролирующих артистов - ансамбля "Берёзка" или им. Моисеева. В основном это были бросовые вещи, которые моряки покупали в магазинах уценённых товаров, на распродажах.
2000-е: борьба за мужчин
МОСКВА сегодняшняя - весьма противоречивая. Она претендует на звание одного из самых модных городов мира. Самые свежие коллекции появляются здесь раньше, чем в Париже или Милане. С другой стороны, толпа на московских улицах сильно отличается от населения других европейских городов. Женщины в России составляют порядка 60% населения, мужчин им не хватает миллионов 20. Конкуренция между дамами сильна. И когда смотришь на то, как одеваются девушки в Москве, создаётся ощущение, что вся Россия страдает невообразимым сексуальным недомоганием. Как это проявляется в летней моде? В первую очередь голым животиком, который вы не встретите ни в одной стране мира. В Москве же голый живот - кумир лета. Плюс очень глубокие декольте и бесчисленные хирургические операции по улучшению черт лица. Силикон в губах - бич Москвы. Изменение формы носа, всевозможные цветные линзы в глазах, фальшивые ногти - эти уловки активно использует женщина, чтобы завоевать мужчину. Потому что современный русский мужчина, как правило, не поддаётся на интеллектуальный шарм, ему нужна физиология. И многие девушки думают, что их внешность и есть тот билет, с которым они могут уехать в другую часть общества, поменять свой социальный статус. И это при том, что большинство столичных мужчин выглядит весьма неаппетитно и несексуально: они такие толстые, так банально одеты. Женщины же - словно картинка из всех глянцевых журналов, вместе взятых. Москва, как рыба карп, проглотила крючок с модной наживкой и сегодня является одним из основных потребителей мировой индустрии моды.