Примерное время чтения: 5 минут
192

Болконский у разбитого корыта

Смотришь сегодняшние фильмы, читаешь книги - и тоскливо на душе. Где тот герой, на которого хотелось бы равняться?

ЕГО нет в нашем времени, в нашей стране или отечественные деятели культуры сами на распутье? Об этом мы говорим с Владимиром ГУСЕВЫМ, который заведует кафедрой теории литературы в Литинституте.

- ВЛАДИМИР Иванович, русская литература долго искала положительного героя. На ваш взгляд, она нашла такового?

- У Державина он один, у Грибоедова - другой, у Пушкина в "Капитанской дочке" - третий, у Толстого и Достоевского - четвёртый, а герой советской литературы - это и вовсе Павел Корчагин в разных вариантах. Возьмём Гончарова: казалось бы, какой герой из ленивого, барственного Обломова? Вот деловой, активный Штольц - это да. Тем не менее именно ленивый барин воплощает в себе начало доброты, здравого смысла и каких-то высших ценностей, а Штольц, которому эти высшие ценности чужды, воспринимается как нечто ограниченное. Ограничен и Павка Корчагин, упёршийся в одну идею и даже не обсуждающий её. И положительнее всех, грубо говоря, оказывается Андрей Болконский, сочетающий в себе высокую духовность со способностью действовать как на поле брани, так и на государственном поприще. Много чего в нём сошлось - он князь, дворянин, храбрый военный, человек чести и беспредельного мужества, не лишён честолюбия и в любой ситуации умеет держаться достойно. Можно с уверенностью утверждать, что если бы в России после 1812 г. возобладали такие люди, как Андрей Болконский, то история её 150 последних лет была бы иной, но этого, к сожалению, не случилось.

- Чем объяснить тотальное наступление антигероев в современной литературе, в искусстве, особенно в кино? Как будто и не было никогда Андрея Болконского...

- Помилуйте, но это же делается абсолютно сознательно. В кино у нас, конечно, не было Андрея Болконского, но были симпатичные персонажи, которых играли Стриженов, Баталов, Рыбников - положительные герои, отражавшие своих жизненных прототипов. А за минувшие 15 лет назовите, что приходит в голову? Да ничего. Пелевин, что ли? Постмодернист пишет пародию на пародийный же роман Набокова - о чём тут говорить? Пародия - она и есть пародия, антигерой - он и есть антигерой. Надо, вероятно, сами факты принимать к сведению. Без торжествующего антигероя как изобразишь деградацию народа и безнадёжность всего происходящего?! В кино, между прочим, тоже назвать почти нечего...

- А может сегодня появиться Андрей Болконский?

- Почему нет, только такое произведение трудно будет напечатать, потому что это сейчас не в моде. Даже если подбный герой и появится, он должен будет погибнуть или остаться при полном жизненном крахе и при разбитом корыте. А если говорить о литературных стилях, то, мне кажется, сейчас в полном тупике литература придумываний, потому что люди понимают, что придумать можно всё что угодно, всех это утомило и никого ничем не удивишь. Считаю, что в наши времена высокие образцы искусства в чисто романной, расшифрованной форме вряд ли возможны, - система выражения всего уже другая. А вот в массовом искусстве, которое подбирает то, что отработано на элитарном уровне, роман и особенно детектив существовать будут всегда. Самое трудное - писать одновременно прямолинейно и художественно, это и есть трудный стиль, который, собственно, и остался, если разобраться.

- Что значит "прямолинейно"?!

- Без затей, без придумываний, без словесных метафор, без сложных коммуникационных построений. Как писали Пушкин и Лермонтов, Некрасов, поздний Блок и Есенин последних двух лет. Вначале-то он всё мудрил, сравните: "Изба-старуха/ Челюстью порога/ Жуёт пахучий мякиш тишины" - с тем, что он написал перед самой смертью: "Мы теперь уходим понемногу/ В ту страну, где тишь и благодать,/ Может быть, и скоро мне в дорогу/ Бренные пожитки собирать". Написано прямо и одновременно художественно - вот это и есть высшее мастерство. На мой взгляд, в поэзии ХХ века "отстоялось" именно это. Отстаивается всё самое простое, потому что оно и есть самое сложное.

- Скажите, ваших студентов в Литинституте волнует проблема положительного героя?

- Лишь в той степени, в какой может волновать последователей пост-модернизма и пародийной литературы. Скажу больше: студенты наши в целом народ добропорядочный, но вяловатый, недостаёт им того начала действия, которое было, кроме начала духа, в... Болконском.


ДЛЯ СПРАВКИ.

Владимир ГУСЕВ - прозаик, литературовед, критик, председатель правления Московской писательской организации. Автор четырёх десятков книг. Из книг прозы "самой заметной" называет "Спасское-Лутовиново", содержащую четыре романа на современные темы. Общим тиражом около миллиона экземпляров, выдержав несколько переизданий, разошёлся роман "Легенда о синем гусаре" - о декабристе Лунине.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно