Примерное время чтения: 5 минут
226

Любовь - заразная болезнь

Золотая медаль С. Бондарчука "За выдающийся вклад в кинематограф" на фестивале "Золотой витязь" в Серпухове была вручена одной из самых знаменитых красавиц мирового экрана Беате ТЫШКЕВИЧ.

ГЕРОИНЯ фильмов Вайды, Занусси, Кончаловского, она столько раз играла любовь и страсть (вспомните хотя бы экранизацию романа "Кукла" Болеслава Пруса или тургеневского "Дворянского гнезда"), что странным было бы не начать разговор с вопроса на эту тему.

- Пани Беата, у вас есть собственное определение любви?

- Любовь - это болезнь, которой можно и заразиться. А во-вторых, мы иногда не любим людей, которые любят нас. Если кто-то нас любит и говорит "О-о-о!.." в наш адрес, мы не говорим "нет" и не возражаем против восклицаний, мол, что вы мне такое говорите, я-то вас не люблю. Нет, мы принимаем от влюблённых в нас какие-то энергии, а потом отдаём их, но не тем, кто нам эту энергию даровал. Иногда отправляем эту энергию по адресу такого любовника, который, возможно, её и не заслуживает. Поэтому убеждена: любовь - это болезнь...

- С возрастом человек теряет способность к пылким чувствам?

- Неправда. Молодость - это гормоны, молодой человек ещё не знает себя, что ему нужно в жизни, и иногда "попадает". Родится ребёнок, и человеку кажется, что он уже разлюбил, вот и драма. А в жизни устоявшейся мы всё знаем про себя и других, знаем, что любим, как надо жить и что нам нужно для спокойствия души и сердца. Но это не значит, что мы теряем способность к пылким чувствам.

- У себя дома в газете вы ведёте рубрику на женские темы, например рассуждаете, должна ли дама заниматься политикой. Так должна или нет?

- Каждую неделю пишу две статьи. Темы самые разные, например, может ли дама быть на равных с мужчиной, как наказать болтливую подругу, что сделать со старой тёткой, которая всюду суёт свой нос, и т. д. Что касается женщин в политике, то есть дамы, а есть "дамы, но не дамы", а в первую очередь авторитеты, персоны - Маргарет Тэтчер, Мадлен Олбрайт и другие. Маргарет Тэтчер - персона в первую очередь и только потом дама, мать, супруга. Себя, например, я не представляю в политике, но мне нравится, когда мэр - женщина, тем более президент. Знаете, мужчинам очень трудно с этим смириться, потому что они единолично правили 3 тысячи лет, и только 150 лет прошло с тех пор, как рядом с ними в аппарате управления государствами появилась женщина. Им трудно понять, что мы тоже что-то можем.

- В Польше вышла ваша книга "Не всё на продажу". Она о кино?

- Это автобиографическая книга. Кино для меня - это люди, я ничего не пишу о ролях.

- А о "Дворянском гнезде"?

- Не о фильме, об Андрее Кончаловском. Андрей - очень талантливый человек. Это было такое время, когда все они - Тарковский, Кончаловский, их операторы и композиторы - искали себя и нашли, и все они работали вместе. Я попала в такой период, когда делали "Рублёва", когда искусство было штучным товаром и самым главным было сделать работу, которая станет явлением в культуре. Никто не подсчитывал, сколько денег заработали, не задумывался над тем, когда и какую рекламу запускать.

- Сейчас многие сетуют о потере нравственных ориентиров в кинематографе. Американское кино победило нас навсегда?

- Что тут скажешь... Существует экспериментальная культура, художественная культура, существуют новые формы, и это не всегда то, что нам кажется нужным, хорошим, прекрасным. Есть американские фильмы, которые поднимают очень важные проблемы: как воспитать в себе терпеливость в отношении детей, как правильно воспринимать другого человека. Не могу сказать, что американское кино нехорошее, оно интересно, мы только не знаем его. То, что приходит к нам, - третий сорт, которым надувают публику. Я как-то листала престижный американский журнал про кино, там рассказывалось о 150 (!) фильмах, так я видела два из них. Мы не знаем это кино.

- И всё-таки: можно ли продвинуть нравственное кино в массы?

- Не надо решать за людей, что они должны смотреть. Но заниматься серьёзным искусством необходимо, знать, что снимают большие мастера. В широком прокате это может не принести денег. Сегодня утром смотрела телевизор, хотела понять, какие сериалы идут в России, как играют актёры. Не помню названия фильма, не важно, но смотреть это страшно. Представьте себя на месте зрителей, которым и так тяжело живётся, а им ещё показывают, как бессмысленно проходит жизнь. Это всё равно что... бросаться в шахту каждые пять минут. Что мне хотелось бы видеть? Сериалы, похожие на красивые цветные журналы. Сегодня я смотрела, как одеты девушки в сериале, и это были не американские, не европейские модели одежды, а вещи из супермаркетов, безвкусные блестящие блузочки. На экране видно, что актёры вынуждены рекламировать какую-то продукцию, им это неудобно и разрушает характеры персонажей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно