XXVI фестиваль "Декабрьские вечера Святослава Рихтера", проходящий в ГМИИ им. Пушкина, заметно отличается от предшествующих.
ЗАДУМАННЫЙ как попытка если не синтеза, то поиска некоего диалога между музыкой и изобразительным искусством, фестиваль, называвшийся в 1981 г. просто "Декабрьскими вечерами", обосновался в Москве почти случайно. Святослав Рихтер планировал проводить подобные мероприятия во французском городе Тур. И если бы директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова не спросила: "Но почему в Туре, а не в Москве?" - и не ответ Святослава Теофиловича: "В Москве негде", фестиваль мог бы иметь совсем иной характер и иную судьбу. Но место фестивалю всё же нашлось.
Многим идея совмещения эмоционального воздействия музыки и живописи казалась надуманной и притянутой за уши. Особенно если учесть довольно жёсткую линию фестиваля - ежегодно избираемая тема считалась обязательной как для выставки, так и для концертов. Тем не менее, может быть, именно из-за этого "диктата", воплощающего известный алхимический принцип "В ограничении средств познаётся истинный мастер", фестивалю удалось стать не "ещё одним мероприятием", а приблизиться к чему-то вроде мистерии. Вероятно, на первых порах этому способствовала атмосфера условной закрытости, герметичности "вечеров", которые никак особо не афишировались.
Но в этом году фестиваль приблизился к мистерии вплотную. И не в последнюю очередь за счёт удачного выбора темы: "Маски - от мифа до карнавала". И то, что музыкантам разрешили самим отбирать произведения для исполнения на концертах, концепцию не нарушает. С одной стороны, это можно рассматривать как дань памяти Рихтеру, большому любителю домашних маскарадов и изобретателю костюмов. С другой стороны, маски бывают разные - от карнавальных до погребальных, олицетворяющих и беспредельную радость жизни, и мрак склепа. И это нормально, поскольку Жизнь и Смерть - основные действующие лица любой мистерии. Собственно, маски всех категорий и представлены на выставке, сопровождающей концерты.
Особое место занимают маски шаманов Сибири и Северной Америки, что неудивительно - современный музыкант, как некогда шаман, тоже способен погрузить публику в некое подобие транса и напрямую общаться с духами. Так что, какие бы произведения ни выбрали музыканты, смысл фестиваля не теряется. А успех зависит только от мастерства. Но с этим у "Декабрьских вечеров" проблем не возникало никогда. Среди участников нынешнего праздника - инструментальный ансамбль Марка Пекарского, Татьяна Гринденко и ансамбль Opus Posth, Государственный квартет им. А. П. Бородина, знаменитая певица Бернарда Финк (сопрано), виолончелист Генрих Шифф, ансамбли Ars Nova, Мala Punica и Il Giardino Armonico.
К сожалению, Белый зал Музея изобразительных искусств имени Пушкина не может вместить всех желающих посетить концерты. Вероятно, эта проблема будет решена после завершения реконструкции переданного Музею здания бывшей усадьбы Голицыной - там запланировано создание нового концертного зала.
Смотрите также: