Примерное время чтения: 4 минуты
106

"Умные книги" выходят в топ

В любом крупном книжном магазине сегодня вас встречают стенды "Бестселлер месяца". Если верить теле-, радио- и прочей рекламе, то они должны ломиться от детективов и любовных романов. Но что там лежит на самом деле?

Я ПРОГУЛЯЛСЯ по книжным. Первый же заход разнёс рекламное представление в клочья. Вот, извольте, пятёрка лучших авторов января - Мария Семёнова, Борис Акунин, Пётр Вайль, Виктор Пелевин и Полина Дашкова. Автор детективов на последнем месте - да когда же такое случалось? А может, это хитроумный ход магазинов, пытающихся хоть таким образом продать более-менее "умные" книги? "Дутые бестселлеры? - возмутилась девушка-консультант. - Да что вы такое говорите? Взять того же Вайля - ещё с декабря вышел в топ! Ну а про Семёнову после "Волкодава" и говорить нечего. Да сами пройдите по отделам, может, поймёте, дутые они или не дутые!" - И девушка обиженно отвернулась.

Ладно, пройдусь. В отделе современной русской прозы сутолока и пихание локтями: "Молодой человек, ну что вы застыли? Дайте другим посмотреть! Этот Пелевин косой и мятый, дайте мне другого! Не напирайте! Товарищ, а можно мне стремянку?" Тут же какой-то парень, набравший чуть не с десяток книг, роняет всё на пол и в попытке поднять упавшее упускает ещё пяток томов, удерживаемых под мышкой. В детективах же... После того как я туда зашёл, народу в отделе стало вдвое больше - кроме меня у полок тёрся единственный лысый болван. Обернувшись, чтобы взглянуть, не видит ли кто моего позора, с ужасом заметил двух девушек студенческого вида. Девушки дружно прыснули и пошли прочь, но краем уха я услышал в свой адрес: "Во дебил..."

Продвинутая публика ломится за современной прозой и при каждом удобном случае рада презрительно обфыркать детективы. Судя по наплыву народа в магазинах, продвинутых у нас большинство. Что, празднуем победу над "низким жанром"? "Действительно, классика и современная беллетристика являются ведущим сегментом книжного рынка, - говорит шеф-редактор журнала "Книжный бизнес" Елена Соловьёва. - Сравните сами - в прошлом году объём их продаж составил 2,9 млрд. руб., а детективов продано на 2,1 млрд. руб. Разница ощутимая. Но есть существенный нюанс. Во-первых, классика и современная беллетристика в данной ситуации берут числом - 8 тыс. позиций против 4 тыс. у детективов. Во-вторых, это данные только по Москве. В провинции ситуация другая - столичные бестселлеры проваливаются с треском. Даже такие монстры, как Аксёнов, Улицкая, Сорокин и даже супермодный Пелевин, котируются только в Москве, Питере и некоторых городах-миллионниках. Если говорить о реальных бестселлерах в рамках страны, то лидерами, как ни крути, являются те же Донцова, Маринина и Акунин. Первые, скорее всего, за счёт телесериалов, снятых по их произведениям".

Удивительно, но волна популярности современной русской прозы докатилась даже до киосков и развалов - последнего, казалось бы, московского форпоста детектива и сентиментальщины. Витрины кричат обложками той же триады Акунин - Пелевин - Семёнова, а прочее сиротливо ютится на полках. "Сейчас сложилась любопытная ситуация, - продолжает Елена Соловьёва. - В столичные бестселлеры активно прорываются книги серии "гламур - антигламур". По сути - сентиментальная литература, женский роман, но оформлен под современную беллетристику. Зачем? Думаю, из соображений престижа". Ну наконец-то стало модно и престижно быть умным и читающим. Ура? А вот фигушки. Потому что если эта тенденция сохранится и беллетристика станет модной, то кто помешает авторам детективов столь же эффектно под неё мимикрировать? И на выходе мы получим те же отруби, но зато поданные "как в лучших домах". Более того - уже получили. "На топе" современной русской прозы сейчас стоят Оксана Робски и её эпигоны - Борис Минаев, Елена Токарева и Маша Царёва, тот самый осточертевший "гламур - антигламур". Так что авторам настоящей литературы, лидирующим в Москве, придётся утешиться анекдотом: "Пишу бестселлеры. Но они плохо продаются".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно