За первые три месяца этого года в Москве на свет появилось сразу 23 тыс. 659 юных жителей столицы. Это самое большое количество новорождённых начиная с конца 80-х.
МОСКВИЧИ, откладывавшие рождение детей до лучших времён, видимо, решили наверстать упущенное за те годы, когда приходилось больше думать не о прибавлении семейства, а о том, как бы семью прокормить. Может, именно поэтому в столице обострился вопрос нехватки детских садов и школ, и об этой проблеме заговорили на всех уровнях.
Количество или качество?
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, борьба за возможность устроить ребёнка в обычный московский детский сад уже напоминает конкурс на поступление в престижный вуз. Многие школы, построенные в последнее время в новых районах Москвы, не способны вместить всех желающих. При этом условия в них могут быть далеко не лучшими. Возводить школы и детские сады одновременно с жилыми домами - обязанность застройщиков. Но многие подходят к ней формально. Стены есть - и достаточно.
Моей знакомой, живущей в микрорайоне "Волжский", в этом отношении повезло. Школа, где скоро будет учиться (причём бесплатно) её сын, - просто фантастика! Два спортзала, стадион, просторные классы с красивой мебелью и самой современной компьютерной и аудиотехникой - такому набору может позавидовать сегодня любой элитный лицей в центре Москвы. Ребята в этой простой районной школе могут изучать пять иностранных языков: испанский, французский, английский и даже китайский с японским! Кому же понадобилось вкладывать средства в образование наших детей?
Наши тоже могут!
ДИРЕКТОР школы Надежда Константиновна Солощанская развеяла мои сомнения, что строительством занималась какая-то иностранная компания. Оказалось, инвестировала в создание этого образовательного центра (именно так все называют школу N 1421) российская компания "Интеко". Причём при её поддержке в Москве построено как минимум ещё 4 школы и 6 детсадов.
- Мы не гонимся за количеством, главное - качество возводимой социальной инфраструктуры, - рассказали в компании. - Мы стремимся оказывать всестороннюю поддержку любым интересным образовательным проектам, создаваемым в наших школах. Итог - такие школы, как в жилом комплексе "Шуваловский" на Ломоносовском проспекте, где архитектура учебного заведения выдержана в классическом стиле главного здания МГУ. Ребят здесь обучают преподаватели и аспиранты Московского госуниверситета. Другой пример - жилой комплекс "Фьюжн-парк" на Малой Трубецкой улице, где создаётся не совсем обычный социальный объект - городской музей ретроавтомобилей. При нём будет действовать кузница юных Кулибиных - кружок детского технического творчества.
Национальная задача
ОДНО плохо - строительство подобных школ в столице пока не в моде, а термин "социальная ответственность" для многих компаний - пустой звук. Но, если могут одни, почему не могут другие? Школы в "Волжском", "Шуваловском" да и в ряде других новых жилых комплексов, построенных не только "Интеко", демонстрируют: хорошая социальная инфраструктура возможна в любом районе, было бы желание её создать. В конце концов, работу строителей мы все должны оценивать не по количеству построенных квадратных метров, а по необходимым для нормальной жизни условиям - есть ли где гулять нашим детям, где учиться и, не дай бог, - где лечиться.
И отнюдь не бойкие рапорты о количестве возведённых социальных объектов, а только качественные новые школы и детские сады, возводимые в новых районах застройщиками и инвесторами, надо записать в актив национального проекта "Образование". Да и успеху нацпроекта "Здоровье" в первую очередь будут способствовать именно хорошие, новые, современные поликлиники, спортивные площадки и зоны отдыха. Так что очень важно в погоне за количественными показателями реализации глобальных государственных программ "вместе с водой не выплеснуть ребёнка", не потерять главный приоритет - создание нового качества жизни для наших детей.