В оранжевом ящике метались стрелки приборов, из динамика справа доносился звук тяжкого дыхания и отдельные звуки слов. Казалось, что совсем рядом находится Дарт Вейдер из "Звёздных войн"...
...НО ЯБЛОНИ и мутная вода Яузы не оставляли никаких сомнений - дело происходит не в "далёкой-предалёкой галактике", а у нас в Москве. "Сейчас появится, - Владимир Беляев, начальник гидроузла на Яузе, смотрит на поднимающиеся со дна пузыри. - Погружение у нас не больше получаса. Водолаз проверит шлюз, резиновые прокладки, посмотрит, нет ли в механизме камней, да и сами механизмы тоже осмотрит... Всё, пожалуй".
Как же так? А несметные сокровища, таящиеся на дне московских рек под толстым слоем ила? Помнится, я слышал легенды - мол, иностранцы хотели вычистить русло почти бесплатно, просили себе только то, что найдут на дне. Им отказали, дескать, сами справимся и сокровища наши никому не отдадим. "Да какие сокровища, - смеётся Владимир Евгеньевич. - Мы каждый год довольно серьёзно чистим Яузу. Ни разу ещё ничего такого не обнаружили... Ну, как там?"
Вопрос адресовался вылезающему из воды мужику, действительно похожему в водолазном снаряжении на Дарта Вейдера. Мужик что-то буркнул в маску (я разобрал лишь слова "отключай связь"), динамик в оранжевом ящике громко рыгнул и затих. Мужик снял шлем и поднял вверх большой палец: "Всё в порядке!" "Вот ведь умели строить! - подтвердил мне Владимир Евгеньевич. - В этом году 70 лет нашему гидроузлу исполнилось, и хоть бы что. Все механизмы, всё железо с тех пор. Ну разве что электрику поменяли".
Тем временем "Дарта Вейдера", который оказался руководителем водолазных работ Владимиром Козловым, поливали из шланга. Запах от его костюма шёл - у-у-у... В общем, пахло крепко. Да, мёртвая вода в нашей Яузе, ничего не скажешь. И рыба, если ещё хоть что-то осталось, наверняка наполовину мутировала. "Ну, это опять байки, только от экологов, - усмехнулся Беляев. - Насчёт грязной воды - да, спору нет. А мутанты - вряд ли. Вот я сам как-то поймал здесь щуку кило на три-четыре. Нормальная рыба. Прочистил, промыл в семи водах - мясо чистое, белое. Но как только на сковороду - нефтью понесло. А вот там, немного выше по течению, там другой коленкор. Завод ликёро-водочный сбрасывает иной раз такое, что перегаром разит. И рыба чуть не со всей Яузы туда приходит, как на тусовки. Песен, может, и не поёт, но пьяная в дугу. Её бомжи мешками ловят, прямо вот так - мешок закинул и достал!"
Водолаз, освободившись от костюма, протянул руку, сорвал с ветки яблоко и смачно захрустел. Я последовал его примеру, подивившись, что искусственный вроде бы остров может давать такие плоды. И вообще всё здесь как-то странно. Отправившись погулять по периметру, я обнаружил массу излишеств, которые никак не вязались с сугубо практическим назначением гидроузла. Ну, например, не много ли чести для такого сооружения иметь на фасаде крутую скульптурную группу в четыре двухметровые героические фигуры? Да и сам фасад - с ложноклассическим портиком и коринфскими колоннами? Даже по бокам, вдоль плотины и шлюзов, имели место хрестоматийные девушки с вёслами и предметами непонятного назначения. А сам остров в форме корабля? А странная круглая тумба на его носу? Общую благостную картину завершал яблонево-грушевый сад, разросшийся по всему острову, и прихотливые клумбы с цветниками. Что-то здесь не так...
"Да всё так, - успокоил меня Владимир Евгеньевич. - И остров, кстати, не совсем искусственный. Был здесь, на Яузе, островок, в 1937 г. его подсыпали, заковали в гранит, построили гидротехнический узел. А в том, что так шикарно отгрохали, был резон. Первоначально планировали, что Яуза будет судоходной для прогулочных корабликов и катеров. Чтобы прямо из Мытищ почти по половине Москвы пройти. Хороший маршрут, почти 50 км. Хотели кроме этого шлюза-узла построить ещё несколько. Но через 4 года - война. Проект забросили. Правда, постамент, ту самую тумбу, не стали сносить, оставили. Уж не знаю, кого на это место прочили. Может, Ленина, а может, и Сталина".