Примерное время чтения: 4 минуты
265

Сквозь Минина видно... звёзды

У писателя Гоголя, поэта Пушкина, градоначальника Юрия Долгорукого, гражданина Минина и князя Пожарского, как ни странно, много общего с "Булыжником - оружием пролетариата".

И СХОДСТВО не только монументальное. На всех упомянутых столичных памятниках (а вместе с ними ещё на 70 бюстах и скульптурных группах) практически завершены реставрационно-профилактические работы. А композитор Чайковский перед зданием Московской консерватории и вовсе предстал в обновлённом виде.

ВООБЩЕ-ТО в столице много монументов, но только 163 из них являются объектами культурного наследия и охраняются государством. Раньше работы по профилактике также проводились, но в таком объёме - впервые. Памятники помыли, избавив от легкоудаляемых загрязнений, среди которых и, казалось бы, безобидный голубиный помёт. Но мало кто знает, что смывать его нужно регулярно, иначе, вступая в разрушительную реакцию с металлом, он способен буквально уничтожить любой монумент. Одновременно с этим удаляли краску, лаки и разные другие покрытия, делали лабораторные экспертизы материалов, из которых скульптуры изготовлены. Результатом работ стали не только свежий внешний вид, но и рекомендации, что нужно делать дальше с каждым из монументов.

А проблем у памятников, к сожалению, много. Например, Гоголь (выполненный скульптором Андреевым и сидящий на Никитском бульваре) наклонён. Специалисты шутят, что ему давно хочется встать и вернуться на своё прежнее место. Ведь с 1909 г. он находился у Арбатской площади, пока в 1952 г. его не заменили стоящим Гоголем работы скульптора Томского. У Пушкина периодически крадут звенья бронзовой цепи, у "Ополченцев Москвы", в сквере на пересечении с проспектом Маршала Жукова, воруют штыки. Ещё молодые москвичи полюбили кататься на скейтах, отсюда - глубокие царапины, трещины и сколы на пандусах и наклонных плоскостях у разных скульптурных групп. "Булыжник - оружие пролетариата" Ивана Шадра на улице 1905 г. периодически "украшают" граффити, впрочем, как и некоторые другие монументы, сделанные из неполированного гранита, поскольку на полированных поверхностях краска легко стирается. Юным же "художникам" хочется, чтобы их след буквально "впитывался" в памятники. От них доставалось и Лермонтову у Красных Ворот, и даже Чайковскому у здания Консерватории.

Кстати, на право заключения госконтракта по выполнению реставрационных работ на памятнике Петру Ильичу был проведён конкурс, победителем которого стал "Центр реставрации". По данным столичного Комитета по культурному наследию, сведений о предыдущей реставрации монумента обнаружено не было. Нынешняя же коснулась буквально всего. "Были произведены работы по восполнению утраченных элементов памятника, - пояснил директор "Союзреставра-ции" Леонид Голосков. - Бесследно исчезло перо из руки Петра Ильича. Арфы лишились некоторых струн. Нотному стану не хватало многих нот. После реставрации оторвать ноты будет уже невозможно".

Такая же полная реконструкция показана Минину и Пожарскому знаменитого Ивана Мартоса. "Металл памятника от времени истончился до такой степени, что изнутри видны звёзды на небе, - объясняет начальник отдела реставрации скульптуры ГОСНИИР Елена Антонова. - К тому же монумент влажный изнутри. Его поставили в 1818 г. в центре Красной площади, лицом к Кремлёвской стене. Когда позже передвигали к собору Василия Блаженного, перепутали плиты цоколя, в результате дренажные отверстия оказались закрытыми". Пока неизвестно, как памятник будут ремонтировать: как Чайковского - прямо на месте или увезут, как Горького. Но реставрацию обещают начать уже скоро.

Между прочим, профилактический уход за монументами старше 25 лет необходимо проводить раз в год, обязательно удаляя сажу, грязь, копоть. Раз в 3 года, максимум в 5 лет, необходимы более серьёзные работы - переборка постамента, заделывание трещин, полировка гранита и восстановление патины на бронзе. Памятникам, которым 50 и больше лет, показан более фундаментальный уход. Ведь старый монумент - это выветренная поверхность, в которую время буквально въелось. К тому же под постаментами часто происходят подвижки грунтов, из-за которых возникают внутренние повреждения и скульптуры теряют равновесие. Однако разобраться в проблемах каждого конкретного памятника можно, лишь начав хотя бы профилактические работы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно