Примерное время чтения: 5 минут
1897

Бульварная подкова

Каждый бульвар, образующий знаменитое кольцо, в разное время испытал на себе градостроительное давление: дома сносили, деревья вырубали, застраивали свободные площадки ресторанами и заставляли памятниками.

В СОВЕТСКОЕ время больше всех пострадали Сретенский и Страстной. В наше время досталось Чистопрудному и Петровскому. И это не считая того, что столичные власти объявили о реконструкции Тверского, Никитского и Рождественского. Принято считать, что Бульварное кольцо сформировалось после того, как были разрушены стены Белого города. Но в этом утверждении не больше правды, чем в самом названии исторического места. Бульвары не только не смыкаются (из-за чего похожи на подкову), образуя одну непрерывную магистраль, как, например, Садовое кольцо, они как бы разорваны изнутри (см. схему).

ГОГОЛЕВСКИЙ. Место больше других напоминает о том, что здесь когда-то проходила крепостная стена, ведь возводить валы было принято на возвышенности. Эта часть появилась на берегу Черторыя - ручья, омывавшего склон, а позже заключённого в трубу. Нынешний бульвар сохранил ступенчатый рельеф: внутренний проезд значительно выше внешнего. Назывался он в разное время по-разному. Последнее имя закрепилось после появления памятника Гоголю. Но не того, что стоит, а более раннего, выполненного в 1909 г. скульптором Андреевым и сидящего с 1952 г. на Никитском бульваре.

НИКИТСКИЙ. Когда в 1950 г. отмечали годовщину смерти Суворова, этот бульвар переименовали, поскольку какое-то время полководец жил неподалёку. Но два ряда лип всегда выходили к Никитским воротам, и в эпоху массового возвращения прежних названий Суворовский снова стал Никитским. Когда-то от Арбатской площади его отделял трёхэтажный дом, но зданием пожертвовали в пользу тоннеля, выезд из которого значительно уменьшил сам бульвар.

ТВЕРСКОЙ. Его тоже ждёт тоннель. В рамках реконструкции "Большой Ленинградки" от Манежной до МКАД движение на Пушкинской площади сделают бессветофорным, для чего кольцо в этом месте упрячут под землю. Кстати, современная Тверская, переходящая в Ленинградский проспект и шоссе, была важной во все времена, потому как сначала соединяла Московский Кремль с Тверью, а позже с новой столицей - Петербургом. "Штаны" же (так окрестили тоннель из-за того, что у кинотеатра "Пушкинский" он будет двусторонним, а дальше разделится на два односторонних "рукава") соединят Тверской и Страстной бульвары.

СТРАСТНОЙ. Он стал самым широким из всех 10 "коллег" благодаря сносу Страстного девичьего монастыря, запланированному ещё сталинским Генпланом развития Москвы. В наше время бульвар уплотнили рестораном и памятником Высоцкому. Что не изменилось, так это количество транспорта: правда, на смену стоянке извозчиков пришли хаотичные парковки автомобилей. Хорошо, что хоть вместо лотков с сеном автозаправку не построили.

ПЕТРОВСКИЙ. Его можно назвать самым грязным: благоухающие бачки, валяющиеся пакеты с мусором. Но монастырь, давший имя бульвару, по-прежнему занимает квартал по соседству. Высоко-Петровской обители повезло дожить до наших дней так же, как и Рожде-ственскому монастырю. Сталинский генплан предписывал развитие бульваров с незначительным расширением. Петровский с тех пор существенных изменений не претерпел (о развитии же Рождественского читайте в прошлом номере "АиФ-Москва").

СРЕТЕНСКИЙ. В 1930-х гг. его выпрямили сносом строений по внешней стороне. Но претензии современных специалистов ко всем бульварам, не только к Сретенскому, уже не сводятся к градостроению. Изменился традиционный состав пород растущих на бульварах деревьев: традиционные липы, клёны, лиственницы, ясень постепенно вытесняются тополями и нехарактерными, по мнению ландшафтных архитекторов, для старой Москвы каштанами.

ЧИСТОПРУДНЫЙ. Его облик особенно сильно изменился за последние годы. Фактически это уже и не бульвар, а городской сквер с фонтанами, скульптурами, ресторанами по периметру пруда. Ещё пара летних кафе (две стороны пока свободны), которые, как водится, будут работать и зимой, - и от исторического ландшафта здесь ничего не останется.

ПОКРОВСКИЙ. Самый молодой и самый везучий. Именно с его территории были выведены одноимённые казармы, а плац перед ними в 1950-е гг. стал частью аллеи. В настоящее время на пересечении бульвара с Хохловской площадью возводится подземная парковка, в ходе строительства которой обнаружены неплохо сохранившиеся стены Белого города.

ЯУЗСКИЙ. Тихий и укромный, а также самый узкий. Когда-то отсюда было прекрасно видно Яузу и Замоскворечье. Сегодня на заднем плане - высотка на Котельнической. Сталинский генплан не успел распрямить этот участок, равно как и претворить в жизнь планы по продолжению замыкания Бульварного кольца.

Правда, идею закольцевать бульвары несколько лет назад достали из-под сукна, доработали и предложили в виде двух вариантов на выбор Юрию Лужкову. Но общественный градостроительный совет при мэре Москвы проекты не одобрил. "Компьютерное моделирование потоков показало, что при любом варианте замыкания кольца произойдёт снижение интенсивности движения. Кроме того, строительство потребует сноса отдельных исторических зданий. А разве мало уничтожено за два прошедших столетия?" - объяснил решение главный архитектор столицы Александр Кузьмин.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно