Примерное время чтения: 4 минуты
124

Архитектурное кольцо

"ИЗЛЮБЛЕННОЕ место съемок советских кинофильмов - Украинский бульвар - перерыли", - жаловался по редакционному телефону обеспокоенный женский голос. Я испугалась: может, опять подземный комплекс построят или башню какую-нибудь? Оказалось, ничего авангардного - обычное "переблагоустройство", но проект для Москвы все же не совсем обычный - монументальный. И принимает в нем участие скульптор, народный художник России Александр БУРГАНОВ - автор памятника Лермонтову на Молчановке, портретов художников на станции метро "Третьяковская", фонтана "Принцесса Турандот" у Театра им. Вахтангова. Впрочем, о идее, придуманной еще в 1998 г. вместе с архитектором Евгением Розановым, он с удовольствием рассказывает сам...

- УКРАИНСКИЙ бульвар - изначально сравнительно благополучный район. Когда мы начинали работу, здесь уже была первичная планировка: "наложены" боковые аллеи, перерезающиеся улицами. По новому проекту бульварная протяженность усилена, проложены новые дорожки, которые подчеркнули "соединительность" бульвара между площадью Киевского вокзала и гостиницей "Украина". Если раньше москвичи гуляли по какой-то "рощице", то теперь Украинский бульвар станет настоящей "променадой".

- Какие скульптуры вы приготовили для нового бульвара?

- Во-первых, "Девушка с птицей". Мне хотелось, чтобы сам дух темы Украинского бульвара в моем понимании сосредоточился в этой скульптуре. Хочется создать достойное ощущение "чистого" парка, навеянное образом Елисейских Полей. Впрочем, никакой Триумфальной арки и национального флага. Пусть это будет сад Тюильри, ближе к Лувру, где на широких дорожках рядом с фонтанами стоят каменные скульптурные группы, которые создают настроение умиротворения. В том же ключе - Леся Украинка, только поэтесса. Она ведь была нежной и красивой девушкой, писавшей, кроме всего прочего, и лиричные стихи. Леся Украинка, по сути, - часть общего "потока" Серебряного века, современница Ахматовой и Блока. Также на бульваре появятся работа "Муза" и два бюста - Пушкина и Гоголя, которые станут тематическими ориентирами, обозначающими единство двух культур. Это поможет территории "вписаться" и в общий контекст города, ведь она является частью "бульварной дуги". Полукольцо идет по набережным, вдоль Воробьевых гор, перекидывается через речку, дальше проходит по пешеходным мостам через Москву-реку, а затем разворачивается на бульвары Красной Пресни и дальше - к Ленинградскому проспекту. Эта дуга сопровождает Третье кольцо.

- Вам нравится новая волна передела внешности столицы?

- Нынешнее благоустройство - это больше приведение в порядок, отрицание той бесхозяйственности, что раньше была. На Арбате впервые за 70 лет починили старые дома. Не заборной краской покрасили, как у нас это обычно делали перед праздниками, а именно починили: восстановили фасады, лепнину. Город прихорашивается: большими темпами строятся ансамбли, вкрапляются отдельные ориентиры. Не будем говорить об их эстетике - разных мнений много. Но определенно приходит какой-то новый, неоднозначный стиль: высокие сложные дома с многочисленными башенками, "наворотами"...

- Но, создавая нечто новое, мы теряем то, что было.

- Это логичное беспокойство. Но я считаю, что, несмотря на все перемены, Москва никогда не станет другой, потому что у этого города особые внутренние пружины, определяющие его развитие. Место у столицы обжитое, притягательное. Легче осознать это в контрасте, понять по противоположности. Скажем, Нью-Йорк. Манхэттен разделили на квадраты, а потом искусственно взвинтили цены на землю. Здания бешеными темпами стали расти вверх. В этом чисто коммерческом действии не было ровным счетом ничего: ни эстетики, ни архитектурного замысла. А потом к картинке приложилась легенда: город-видение, вознесшийся над океаном. На мой взгляд, примитивно. У Москвы же свое укорененное ядро - тысячелетняя история. Определим ее как жесткую структуру, которая зиждется на отдельных островках, позволяющих ей "держать объем". Главный из них - Кремль, а затем уже город как бы "раскручивается"... Крепостные стены - средневековые валы: новый, бульварный, садовый. Теперь Третье кольцо. Сам организм столицы имеет тенденцию "к неизменяемости". "Масса" наращивается, но от основной структуры - этих круглых колец - никуда не уйдешь. Пусть время требует новых условий - автомобилям нужно мчаться, все спешат по своим делам... Но историю не изменишь.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно