Примерное время чтения: 5 минут
281

Потянут ли нас к мировому?

Помните, в рассказах Чехова герои порой пугают своих обидчиков: "Ужо тебе! Вот потянут к мировому!" Сейчас о мировых судьях снова вспомнили. Даже "автоинспектор всея Руси" генерал Федоров считает, что именно они должны разрешать все наши споры с ГИБДД.

КАКИМ же был мировой судья? Хорошо бы разобраться в этом не по произведениям классиков литературы, а по свидетельствам авторитетных правоведов.

"Наша дореформенная система местных и низших судов, находившихся в руках полиции и проникнутых сословной организацией, не могла удовлетворить общество. Она не обеспечивала самостоятельности судебной власти, передала важное дело юстиции в непригодные руки, дававшие вместо правосудия неправду черную, взяточничество и крайнюю медленность процесса".

Угадайте, когда написаны эти строки? Хотя подписаться под ними могли бы многие современные правоведы, опубликованы они более ста лет назад. Цитата взята мной из "Курса уголовного судопроизводства", изданного в 1896 г. Автор этого труда профессор юридического факультета С.-Петербургского университета И. Я. Фойницкий.

Рассказывая об истории судебной реформы 1864 г., которая впервые ввела в Российской империи институт мировых судей, профессор замечает, что реформаторы пошли путем, намеченным еще в 1827 г. комитетом графа Кочубея. Вот, оказывается, как долго идут у нас в стране споры о самостоятельности судебной власти!

Итак, каким же был мировой судья в России XIX в., какими правами он обладал?

Фойницкий пишет, что в компетенции мировых находились дела малозначительные, а таких в судебной практике подавляющее большинство. Основной целью мирового суда было примирение сторон. Дела здесь рассматривались быстро, как правило, в одно заседание. Мировой судья был избавлен от бюрократических процедур. Если обвиняемый признавал свою вину и не было подозрений, что это самооговор, все решалось без проволочек.

Если судья замечал где-то нарушение, он мог и сам возбудить дело. А в случаях, когда оно выходило за рамки его компетенции, мировой передавал материалы в обычный суд.

Примечательно то, каким требованиям должен был отвечать сам кандидат на эту почетную выборную должность. Юридическое образование ему не требовалось. Подданный Российской империи, мужчина не моложе 25 лет с безупречной репутацией - вот, собственно, и все, если не считать имущественного ценза и обязательного проживания на территории, где он избирался. Эти два фактора очень важны. Во-первых, только достаточное состояние мирового давало ему возможность судить честно, не заглядывая в карман подсудимого. А во-вторых, судья был доступен истцам в любое время. Жалобу ему можно было подать, явившись на дом, а также в трактире, в театре, на базаре, даже просто на улице. И при этом никакой лишней писанины, жалобы принимались даже устно! Полицейского дознания и предварительного следствия не было. Просто в назначенный день и час мировой отпирал свою камеру (так назывался тогда его офис) и заслушивал стороны, допрашивал свидетелей. Максимальные наказания, которые он мог назначить, - 1,5 года лишения свободы, арест на 1,5 месяца и штраф до 300 руб. Но обычно такие строгости были крайне редки, ведь мировой суд был задуман как суд скорый, справедливый и милостивый.

В бытовых разборках соседей из-за сломанной изгороди или потравы посевов коровой авторитет мирового был решающим фактором, но и апелляции случались. Их рассматривал мировой съезд, на заседании которого председательствовал почетный мировой судья - один из самых авторитетных жителей губернии.

Напомним, что высшей судебной инстанцией был тогда Сенат. Но, попадая туда, дела часто на долгие годы ложились под сукно.

Кстати, обязанности мирового судьи этим отнюдь не ограничивались. Он приводил к присяге лесничих, вместе с докторами участвовал в освидетельствовании рекрутов, был и нотариусом, разбирал жалобы мещанского сословия... и за все это жалования не получал. Оплата его труда была чисто символической и вообще назначалась крайне редко. Выбирались судьи на 3 года, но процедура отзыва была предусмотрена. Разорившись по каким-либо причинам, то есть потеряв имущественный ценз, мировой вместе с ним терял и должность.

Такой порядок повсеместно просуществовал в России до 1889 г., после чего мировые избирались только в обеих столицах и крупных городах, Харькове например.

Так работали мировые до 1917 года, пока большевики их окончательно не упразднили.

Этот исторический экскурс хотелось бы закончить примером из современности, но, увы, не получается. После выхода закона о возрождении института мировых судей прошло почти два года, но он пока действует лишь на бумаге. Кроме Москвы, где этим вопросом занимаются всерьез, в Верховном суде мне назвали только Брянск.

Там областная Дума приняла решение о мировых судьях, но по сути они лишь выполняют роль стажеров в судах обычных. Так что вопрос, когда нас потянут к мировому, пока, к сожалению, остается открытым.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно