Примерное время чтения: 7 минут
230

"НОГА" - ОБУТА, РОССИЯ - РАЗУТА. ПОБЕДИТЕЛЕЙ НЕТ

КОНФЛИКТ между швейцарской компанией "Нога С. А." и российским правительством в последние недели вышел на новый виток. По иску швейцарской фирмы арбитражный суд Стокгольма и Парижский суд высшей инстанции заблокировали зарубежные счета в банках Швейцарии, Франции и Люксембурга, принадлежащие российским министерствам, ведомствам и компаниям.

Среди пострадавших оказались Министерство экономики, Центральный банк Российской Федерации, Внешторгбанк, Внешэкономбанк, "Газпром", "Роснефть", "Славнефть", НАФТА. Печальной участи не избежали даже банковские счета нашего посольства и генконсульства во Франции, российское представительство ЮНЕСКО.

Всего под арест попало 63 млн. долларов США. Между тем общая сумма долга, на которую претендует "Нога", составляет около 800 млн. долларов.

Эра анархии

История скандального сотрудничества швейцарской фирмы "Нога" с российским правительством началась в 1991 году. Время это, напомним, было смутное. Советский Союз уже вовсю агонизировал. В предвкушении пиршества на одну шестую часть суши стали быстро слетаться зарубежные стервятники от бизнеса, не подозревая, что их с нетерпением ожидают российские ловчие в белых воротничках.

Прибыл в Россию получить свою долю пирога и швейцарский бизнесмен Нессим Д. Гаон, являющийся значительной фигурой в международном еврейском движении и президентом компании "Нога С. А.".

За короткое время Гаон и бывший в ту пору генеральным директором "Нога" Арнольд Шлепфер на территории России и за рубежом быстро установили доверительные контакты более чем с 30 мечущимися советскими и российскими чиновниками, большинство из которых были не прочь совместить занятие госпостов с занятием бизнесом. И в День космонавтики, 12 апреля 1991 года, руководство компании "Нога" и правительство РСФСР в лице первого вице-премьера Геннадия Кулика подписали договор. Значительную роль в лоббировании документа сыграл заместитель министра внешних экономических связей СССР Олег Давыдов. С договором также связаны имена Александра Шохина, Андрея Вавилова, Виктора Ярошенко, Руслана Орехова и многих других чиновников.

Согласно документу "Нога" обязалась предоставить России кредит на сумму аж в полтора миллиарда долларов для закупки товаров первой необходимости - лекарств, продуктов питания, одежды, обуви. В свою очередь Россия должна была погасить швейцарский кредит поставками нефтепродуктов, для чего были выделены определенные квоты. Это на бумаге. На деле же оказалось все по-другому.

Конфигурация из трех пальцев

В период 1991-1993 гг. швейцарцы ритмично завезли товаров на 900 млн. долларов. Кто и как занимался реализацией этих самых товаров на территории России - отдельная песня, и об этом "Разбор" расскажет позже в других номерах. Сейчас нас интересует другое: как договор выполняла Россия?

Скажем без обиняков: поначалу первые два года - просто плохо, далее - очень плохо, а с середины 1993 года - вообще никак. В результате получился интересный арифметический баланс: затратив на покупку товаров для России 900 млн. долларов, в ответ швейцарцы от России получили нефтепродуктов всего на 600 млн. То есть разница составила 300 млн. Но прибыль, которую наварил кое-кто из российских чиновников, гораздо больше. Считайте сами. 300 млн. долларов - это только стоимость халявного неоплаченного товара, который исчез на территории России. А теперь прибавьте по крайней мере еще столько же. Дело в том, что нефтяные квоты, выделенные для оплаты товаров, были выбраны полностью... При таких суммах гонораром, получаемым за лоббирование и подписание договора, можно попросту пренебречь, хотя зачастую это тоже немалые деньги.

"Нога" фактически получила шиш без масла. Устроить такое положение вещей швейцарцев не могло. От российского кукиша они решили отказаться, решив бороться если не "за масло", то хотя бы постараться свести сделку по нулям и расплатиться с кредиторами.

Самое интересное, что после того, как российская сторона вообще перестала поставлять нефтепродукты, наивная "Нога" еще какое-то время продолжала выполнять свои обязательства: ведь сумма контракта составляла, напомним, 1,5 млрд. американских долларов.

Ельцин ничего не мог решить

Возопившие от несправедливости швейцарцы апеллировали к президенту Ельцину. Тот спустил на рассмотрение документ премьеру Черномырдину. Виктор Степанович, в свою очередь, перепоручил это А. Шохину и А. Вавилову. Те разобрались...

Через год рассвирепевший Нессим Гаон опять пишет Ельцину. Вместе с Гаоном свирепеет и Ельцин. И вновь спускает распоряжение Черномырдину разобраться. Виктор Степанович опять-таки перепоручает это г-ну Вавилову. Тот опять "разбирается", сообщая Черномырдину, что, наоборот, Россия фирме "Нога" может выдвинуть встречный иск примерно этак на 160 млн. долларов...

Махнув рукой на Вавилова, Черномырдин поручает разобраться с проблемой начальнику Государственно-правового управления Руслану Орехову. Вывод его группы прямо противоположен выводу Вавилова: российская сторона действительно должна "Нога", правда, не 300 млн., а "всего" 160 млн. долларов.

После этого сразу же начали происходить странные вещи. Кое-кто из чиновников решил подзаработать на долге. На руководство компании "Нога" выходят независимо друг от друга два высокопоставленных члена правительства России (оперативные данные на одного из них получает Служба внешней разведки, на другого - служба безопасности президента А. Коржакова). Предложения их просты. Они помогают "Нога" вернуть деньги, если швейцарцы готовы отблагодарить их материально. В качестве подтверждения своих слов один из вышедших на Гаона чиновников передает документ за подписью В. Черномырдина, из которого ясно, что российская сторона фактически признает свой долг перед швейцарской компанией.

Документ этот - распоряжение правительства о создании спецкомиссии по урегулированию конфликтов с "Нога" - был секретным. С оригинала сняли всего две копии. Сам подлинник хранился в сейфе у Владимира Бабичева. Копии - у 1-го заместителя министра финансов А. Вавилова и начальника государственно-правового управления президента РФ Р. Орехова...

"Нога" переходит в атаку

Тем временем на швейцарскую компанию начали подавать в суд кредиторы. Поняв, что с российской стороной договориться практически невозможно, "Нога" в свою очередь подает судебный иск к правительству Российской Федерации, который и был удовлетворен трибуналом Люксембурга. Согласно его вердикту были арестованы счета более десятка российских компаний. Кроме того, трибунал санкционировал арест зарубежных счетов, открытых на имя г-на Шохина и г-на Вавилова. Деньги эти нашла сама "Нога", проведя собственное расследование.

Но даже это не могло заставить нашу страну сделать разумные шаги. Более того, была предпринята попытка подать встречный иск. После чего всенародно объявили, что суд выигран. Это не соответствует действительности. Только Центральному банку РФ удалось доказать, что он не может нести ответственность по обязательствам российского правительства. Остальные же счета находятся под арестом до сих пор.

Что Россию ожидает теперь? Крупнейший владелец долгов фирмы "Нога" - "Банко дель Готардо" - пытается побыстрее обанкротить швейцарцев и перечислить побыстрее себе средства, заблокированные после решений трибунала Люксембурга, арбитражного суда Стокгольма и Парижского суда высшей инстанции.

"Нога" в свою очередь собирается добиваться ареста российских счетов повсюду и повсеместно. Кроме финансов швейцарцы могут наложить руку и на другие российские активы. Например, на находящуюся по культурному обмену выставку произведений искусства любого отечественного музея, вплоть до Эрмитажа и Третьяковки.

Между тем долг за последние годы вырос до 800 млн. долларов. Помимо возмещения прямых долгов "Нога" приплюсовала сюда так называемую упущенную выгоду, а также штрафы и пени, которые платят во всем цивилизованном мире за невыполнение договорных обязательств.

Учитывая занятую российской стороной позицию, можно в ближайшем будущем ожидать, что долг перевалит за миллиард долларов. Вряд ли это прибавит доверия к России у иностранных инвесторов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно