Примерное время чтения: 8 минут
4573

Ночь в морге

Если вдуматься, человек всю жизнь стремится к смерти. И всю жизнь ее боится. Одновременно всю жизнь интересуясь, что там, за последней чертой. Я тоже решила поинтересоваться. А где это сделать, как не в морге?

КСТАТИ, морг - название устаревшее. Правильно надо говорить "танатологическое отделение", от греческого "танатос" - смерть. Первые морги появились во второй половине XIX века в Париже и предназначались для опознания исчезнувших людей. Точнее, не исчезнувших, а найденных на улицах - мертвыми и безымянными. Родственники пропавших без вести граждан могли приехать сюда, чтобы опознать тела, выставленные "в окнах". Окна, разумеется, на улицу не выходили. Просто внутри здания на каталке лежали укрытые тела (на обозрение были выставлены лишь одни лица), а граждане могли посмотреть на них сквозь стеклянные окна. Позже морги стали использовать для хранения трупов, а потом там стали производить исследования - судебно-медицинские (это если человек умер насильственной смертью) и патолого-анатомические (если своей собственной, скажем, от болезни).

Если вы с нетерпением ждете, что в морге я увидела нечто ужасное - горы трупов, сваленных в углу, пьяных санитаров и уж еще не знаю что, то вам придется жестоко разочароваться. Если бы не ритуальный автобус и киоск, торгующий венками, рядом, я бы вообще прошла мимо жизнерадостно светлого здания на окраине Москвы. Внутри - чисто, недавно сделан ремонт, и если на минуту представить, что нет в общем зале безутешных родственников, батюшки, отпевающего безвременно усопшего, и прочих атрибутов смерти, то никогда и не подумаешь... Интересно, а что там за дверью? Когда начнется страшное-престрашное?

За дверью оказался ряд холодильных установок. Пара каталок с гробами и еще пара - с трупами. За дверью каждого холодильника - по пять этажей поддонов - каждый для своего тела. Температура там 3-4 градуса выше нуля - оптимальная для сохранения трупа, никакого тебе замогильного холода. Да и сами покойные выглядели не так страшно, как ожидалось. Не пугали по крайней мере.

- Вы, наверное, с ними что-то делаете? - смело предположила я, обращаясь к Александру Ткаченко, директору медико-бальзамировочной службы "Ритуал".

- Конечно. Сохраняем. Хочешь - на три дня, хочешь - на год, на любое неопределенно долгое время. Порой это действительно необходимо, потому что иногда надо перевозить покойного на родину либо дожидаться, пока к похоронам соберутся все родственники.

- А как происходит само бальзамирование?

Мы входим в комнату, похожую на операционную. Кафель на стенах сверкает, стеллажи точь-в-точь как в обычных больницах, какая-то медицинская аппаратура, специальные лампы. Только вместо операционного стола - железный, крышка которого похожа на поддон со сливом.

- Здесь такой же стол, как и в секционной, это там, где производят вскрытия наши соседи - судебно-медицинская экспертиза. Вот на этом столе у тела вскрываются сосуды, туда вставляют стеклянные трубочки - канюли (кстати, очень большой дефицит) - и прокачиваются особыми растворами.

- Что это за растворы?

- Растворы для бальзамирования. А вообще, это секрет фирмы. В среднем на человека требуется 3-4 литра такой жидкости. Но здесь свои тонкости. Если требуется, как мы говорим, отмыть синюшность в районе лица, нужен слабый раствор формалина со спиртом, сывороткой либо с сухим молоком, другими ингредиентами. В общем, свои тонкости. Самый популярный способ - внутрисосудистый. Сначала промываются сосуды, чтобы удалить кровь, тромбы, практически на капиллярном уровне - иначе ничего не получится. Потом их заполняют этим бальзамирующим раствором, раствором для придания цвета - розоватого, желтого. Он поступает и ко всем органам. Если тело вскрыто после судебно-медицинской экспертизы, то есть внутренних органов нет, мы не можем забальзамировать все участки внутрисосудистым методом. Тогда в ход идут обкалывание, аппликация. Если и этого мало, есть ванный способ, когда тело на определенное время погружают в ванну с раствором, чтобы ткани пропитались бальзамирующими веществами и прекратился процесс разложения.

- Как прокачивают растворы, вручную?

- Есть специальная машина, так что это можно делать и механически. Но у нее один недостаток. Когда делаешь бальзамирование вручную, можешь почувствовать, что "переливаешь", и вовремя остановиться. А машина этого не чувствует, и у покойного раздувает щеку. Убрать это можно, но сложно. Поэтому лицо всегда прокачивают вручную, с помощью большого шприца.

- А если тело поступило к вам с дыркой во лбу или после какой-либо серьезной травмы?

- Это уже не бальзамирование, а некрохирургия. Но мы это тоже делаем. Восстанавливаем облик по фотографиям, ушиваем дефекты лица, рук, ног и т. д. В основном работаем на обозреваемых участках тела - то есть руках и лице. Но если у человека, скажем, травма ног, причем такая, что из раны все время будет сочиться кровь, приходится убирать и ее. Ведь тело надо потом и в костюм облачить. Иногда, когда тело поступает после автодорожной аварии, не имеет смысла "бороться" со всеми дефектами. Тогда на тело сначала надевают специальный клеенчатый комбинезон, а потом уже обычный костюм, и жидкость на одежду и в гроб не протекает. Это все необходимо, чтобы родственники потом могли нормально проститься.

- Кстати, а почему у вас тут не пахнет ничем? Я по крайней мере ничего не чувствую.

- После каждых работ здесь все моют специальными растворами. Так что удивляться особенно нечему. Самое экологически чистое производство.

- Так как же происходит реставрация?

- Ну, допустим, человек убит тем самым выстрелом в лоб. У пули входное и выходное отверстия. Входное - в области лица, выходное - на затылке (будем считать, что стреляли спереди). Так как это огнестрельное ранение, тело прошло через судебно-медицинскую экспертизу. То есть им понадобились для исследования участки кожи в том месте, где вошла пуля. И к нам тело попадает уже не с маленьким дефектиком в виде дырочки, а с большим квадратиком. Мы берем кожу с другого участка тела и сшиваем внутрикожным швом, как при пластических операциях. Там виден только один узелок, который потом тоже заправляется вовнутрь. А щель замазывается специальной массой определенного цвета. Затем следуют косметические работы, в дело вступает визажист.

- Да, я вижу у вас на полках тут полный набор, причем косметика-то недешевая: пудра "Шанель" и "Живанши", помада "Кристиан Диор Диорифик"...

- ... И специальные тональные крема и пудры для покойников, мы их в свое время закупали в США. Они все разных оттенков, потому что к каждому телу нужен свой подход. Кто-то при жизни был более бледным, кто-то больше загорал, у кого-то была больная печень, и у него кожа желтушного цвета. Есть массажный крем для трупов.

- Массажный???

- Да-да. Скажем, бальзамируется лицо. После смерти в сосуде осталась кровь, и может образоваться тромб, который ни за что не пустит раствор дальше. Поэтому во время прокачки предварительного раствора по сосудам делают массаж бальзамируемой области. Все как у людей. В смысле, у живых.

- Я вижу у вас бритву - это понятно, но рядом еще и помазок стоит. Он-то зачем? Разве покойных нужно намыливать? У них же все равно раздражения не будет.

- У умершего кожа подсыхает, идет ороговение эпидермиса. То есть он отмирает и новый не появляется. Чтобы качественно провести бритье, необходимы процедуры по увлажнению лица. Если подбрить надо чуть-чуть, то это можно делать и с пеной, и с мылом, обычным станком. Другое дело - борода. Родственники говорят: "Уберите бороду, он ее последние два дня носит, а мы к нему без растительности на лице привыкли". Тогда мы делаем специальную маску, сверху накрываем компрессом, выдерживаем определенное время, а потом уже стрижем, бреем. Если делать это на сухую кожу, у покойного на лице останется что-то типа ссадин, которые уже не заживут. И исправить это можно только гримом, а грим далеко не всем нравится. Порой даже просят, чтобы его было как можно меньше...

Стала ли я после этого бояться смерти меньше, спросите вы? Не знаю. Ясно одно: когда ты умираешь, ничего не заканчивается. Все только начинается.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно