Если вы по какой-то досадной оплошности считали, что Ирландия может быть представлена на поп-сцене исключительно экспрессивно-эксцентричными людьми типа Шинед О'Коннор или U2, то заблуждение ваше не знало границ. А Энья, девушка неопределенного возраста (с момента выпуска первого альбома 12 лет назад она нисколько не изменилась) и образец женственности? А ее протяжные меланхолично-романтические песнопения и видеоклипы, напоминающие красивые детские сказки?
В КОНЦЕ ноября после 5 лет молчания Энья выпускает новый альбом под названием "A Day Without Rain". Презентация альбома в России состоится 20 ноября на радиостанции "Серебряный дождь".
- Ну хорошо, Энья, ну день без дождя. Но разве это тема для целого альбома? В мире в конце концов столько проблем, дети в Африке, как говорится, голодают...
- Это вам кажется, что день без дождя - самый обычный. Для нас, ирландцев, это целое событие. В Ирландии дождь идет неделями, месяцами, и часто люди чувствуют, что все, что происходит в их жизни, - это вода, льющаяся с неба. Но однажды после долгих ливней я проснулась и увидела, что небо абсолютно чистое. В тот день я написала песню, которая дала название всему альбому. И как еще я ее могла назвать?
- Да, видимо, никак иначе. Говорят, ты записывала этот альбом очень долго. Что, в дождливые дни тяжелее работать?
- Нет, дело не в этом. А в моей скрупулезности, что ли. Представьте, что я не только сама пропела все вокальные партии и "подпевки", но и пропела, если можно так выразиться, вручную. То есть у нас не было сэмплов, размноженных компьютером. Все, что вы услышите на альбоме, сделано и сыграно мной. Еще мы очень долго и серьезно работали над аранжировками, пробуя разные звуки и инструменты. Такая кропотливая работа, естественно, заняла времени больше, чем у других музыкантов.
- А процесс сочинения тоже был долгим и болезненным?
- О нет, что вы! Никакой болезненности! Когда я пишу музыку, то по-настоящему наслаждаюсь этим, как будто окунаюсь в какой-то волшебный мир... Иногда сочиняю мелодию, но не чувствую в себе сил работать над ней дальше. Я в ней не уверена... Тогда оставляю ее и пишу следующую. А через несколько дней возвращаюсь к первому фрагменту и слушаю его "другими ушами". Только так я могу понять - хорошо это или плохо, сработает или не сработает...
- Глядя на тебя, такую нежную и возвышенную, не хочется верить, что ты в своем творчестве пользуешься такими категориями, как "сработает - не сработает".
- Ну почему же? Я такой же музыкант, как и все остальные. То, что мой предпоследний альбом был распродан в количестве 44 миллионов копий, к чему-то обязывает. Понимаете, есть искусство в искусстве, есть искусство на потребу. Я не пишу на потребу, но не хочу, чтобы то, что я делаю, было интересно лишь мне одной.
- Говорят, что представители Warner Music UK поселили вас в каком-то замке - для вдохновения. Это слухи?
- Нет, все так и есть. В этом старом замке Humewood Castle мы сняли одно из видео к новому альбому. Я отдыхала там душой, пригласила друзей и родственников, мы устраивали вечеринки. Знаете, это совсем не то, когда живешь в гостинице, пусть даже стилизованной под старину, здесь нет настоящего ирландского аромата. Там картины, мебель, посуда, камин, громадные люстры на цепях - все настоящее. Выходишь во двор, а по лужайке рысью - белые кони...
- Энья, во многих твоих песнях звучит не английский, а какой-то иной язык.
- Это гаэльский. На самом деле это мой первый язык, ведь я родилась в той части острова, где говорят только на нем и где люди живут по старым укладам. Это очень красивый, певучий, древний язык. Когда я приезжаю к себе домой, слышу только его. Дома у меня такая красота... Северное море, всегда холодное и суровое, волны бьются о громадные черные скалы. В этом столько силы! Я всегда уезжаю оттуда обновленной.
- Интересно, а черновики стихов ты пишешь от руки?
- Да, только от руки. Потому что там много перечеркнутого, замаранного, написано наискось, сбоку. Когда слова не спешат прийти ко мне, я рисую. В основном лошадей. Это мне помогает.
- Ты, наверное, не представляешь себя без музыки.
- Это так. Мне было бы очень сложно не стать музыкантом. С самого раннего детства я была окружена песнями, традиционной ирландской музыкой. Мой папа сам сочинял бесконечные баллады, а мама преподавала музыку. У нас в семье пели все. Я засыпала под колыбельные, а просыпалась под утренний запев. Так что в моей жизни все сложилось так, как и должно было сложиться.