Смену тысячелетий, веков и руководства в Большом театре ознаменовали премьерой вердиевского "Набукко". Между колоннами Большого сновали спекулянты с "лишними" билетиками по 70 долларов.
В фойе дефилировали VIP-меломаны: Рената Литвинова, Белла Ахмадулина, губернатор Самарской области Константин Титов... Кресло Валентины Матвиенко в первом ряду партера опустело после 2-го действия, Дмитрий Хворостовский с супругой также удалились задолго до финала, а итальянский режиссер Тонино Гуэрра, Ирина Архипова с супругом Владиславом Пьявко, Борис Покровский и генерал Власов дослушали оперу до конца.
"Набукко" известен тем, что принес первый успех молодому Верди в 1842 году, и необычайной сложностью вокальных партий - по последней причине, собственно, на его постановку Большой до сих пор и не замахивался. И сейчас исполнителей главных партий пришлось "одалживать" у Фонда Ирины Архиповой: это Аскар Абдразаков (Захария) и Людмила Магомедова (Абигайль).
Появление дочери вавилонского царя Навуходоносора, интриганки Абигайль в "гражданском" - длинном черном кожаном плаще нараспашку, высоких сапогах - посреди облаченных в доисторические балахоны иудеев возымело эффект неожиданности. Но бутафорский меч в ее руках был до смешного похож на зонтик и образ ее сильно смахивал на эдакую Шапокляк-вамп с арией "что бы такого сделать плохого" (в придачу с провалившимися вначале низами и форсированными до невозможности "подъездами" и штурмом верхних нот). Правда, к концу второго действия к этому привыкаешь, а в третьем начинаешь отдавать должное тому, что певица вообще умудряется удержаться в постоянном накале и не выпасть из тесситуры вокальной партии. Кстати, Мария Каллас в свое время говорила, что партия Абигайль может стоить потери голоса, а многие известные певицы и просто отказываются от предложений участвовать в постановках "Набукко".
"Набукко"-2001 в постановке Михаила Кислярова, несомненно, "икает" - национальным вопросом многострадальности, спасибо, что не слишком навязчиво и в "лобовую". Кстати, если уж говорить об актуализации библейского сюжета и новых трактовках, почему бы не поставить "Набукко" в стиле "камуфляж" и бэтээрами на фоне гор... Хотя бы Северного Кавказа.