КАЖДЫЙ день за рулем своей о-очень бывалой "пятерки" я должна быть начеку: вдруг кто-нибудь выпорхнет из "подмышки", подрежет, свернет из третьего ряда, не показывая поворотник... Раньше я думала: "Вот чайник, права купил..." Мой инструктор в автошколе, узнав, что я собираюсь сразу после экзамена зимой ездить через весь город дважды в день, вздохнул и посоветовал: "Смотри "Дорожный патруль". А подружка со стажем 10 лет на дороге любит повторять: "Выезжая на дорогу, ты автоматически становишься источником повышенной опасности". Разве кто-нибудь думает об этом, когда накануне экзаменов в автошколе раздается вопрос: "Вам помочь сдать экзамен на права или вы сами?" Между прочим, эта система групповых сдач очень тревожит ГИБДД. По статистике, среди водителей со стажем до 3 лет участниками ДТП в 2 раза чаще становятся те, кто обучался в группах. Именно поэтому ГИБДД начинает поддерживать автошколы, обучающие по альтернативным, индивидуальным, интенсивным методикам. В частности, с марта этого года узаконено право учеников, сдающих экзамены самостоятельно, а не с группами, сдавать экзамены и получать права уже в своих территориальных округах Москвы.
Задаю себе вопрос: "Почему все больше народу предпочитает более современные и удобные альтернативные формы обучения?" Видимо, у населения, во-первых, изменилась мотивация: раньше было желание иметь заветную корочку, а сегодня надо изучить предмет, научиться безопасному вождению автомобиля. Во-вторых, права сегодня становятся обязательной составляющей при приеме на работу. И, что самое главное, выросло целое поколение разумных, самостоятельных, ответственных людей, не желающих разучивать по старинке хором ПДД и устройство автомобиля марки "ВАЗ 2101". Кстати, во Франции программу обучения меняют не реже чем раз в 3 года - так быстро изменяется ситуация на дорогах, техническое оснащение автомобилей и, соответственно, динамика вождения.
Мировой опыт проголосовал и в пользу индивидуальных занятий со специалистами. К сожалению, только автошколы с интенсивной программой обучения заинтересованы разрабатывать прогрессивные методики подачи материала с практиками и психологами, задействовать на занятиях все виды человеческой памяти, т. е. с учетом индивидуальных особенностей каждого слушателя, поэтому лекции в альтернативной системе обучения проходят с применением мультимедийных устройств, компьютерных программ, учебных фильмов. Практика дополняется разборами дорожных ситуаций с выездом на реальные транспортные развязки.
Традиционным российским автошколам с "групповым" обучением тоже придется вкладывать средства в создание новой лекционной базы, переоснащение учебных классов, повышение комфортабельности школ и в конечном итоге качества обучения. Иначе вообще отпадет необходимость подготовки новых водителей, так как те, кто изучал ПДД хором, сделают вождение на дорогах невозможным.