Еще в начале 80-х музыкальные критики пытались очернить светлое имя Раймонда Паулса, обзывая его шлягер "Миллион алых роз" "латышской народной песней", которая в Прибалтике именуется просто и ясно - "Счастье". В зачине "Патриотической песни" Глинки многие улавливали контуры финала бетховенской Пятой симфонии, "Священную войну" Александрова спешили "вернуть" анонимному автору, а пропахший порохом "День Победы" у некоторых ассоциировался с израильским гимном...
СТОИТ сразу оговориться. Как это ни прискорбно, но перепевать все, что слышится, любят даже звезды с мировым именем! Селин Дион, Уитни Хьюстон, Мэрайя Кэри до сих пор не гнушаются перепевками чужих хитов и зарабатывают на этом колоссальные деньги! Ведь создание оригинальной песни в наше немелодичное время - это уже событие. Куда проще исполнить на свой лад хорошо забытую песню и, хорошенько раскрутив, сделать из нее хит сезона! И в этом нет ничего зазорного. Другое дело - выдрать кусок из песни западного исполнителя или использовать его творение целиком, попутно выдав за свое. Сегодня мы решили привести вам примеры на все три варианта.
Старый хит на новый лад
А НАЧАЛОСЬ все еще с Валерия Леонтьева, который перепел хит "Этой ярмарки краски" из репертуара Марыли Родович и ансамбля "Здравствуй, песня!", который "сплагиатил" музыку шлягера "Синий, синий иней" с песни группы "Ирапшн" "Уанвэй тикет".
Затем группа "Веселые ребята" выпустила целый диск русскоязычных хитов (в том числе "Уходило лето"), а на ОРТ появилось трехсерийное "мыло" "Старые песни о главном". И почти сразу же за право перепеть Пугачеву начали сражаться две звукозаписывающие компании - "Союз" ("Сюрприз для Аллы Пугачевой") и "ПолиГрам" ("Женщина, которую поют").
Позже появились альбомы кавер-версий: Александр Малинин перепел шлягеры 30-х гг., в том числе "Мою Марусечку", Андрей Макаревич - "пионерские блатные песни", Николай Расторгуев - почти все хиты группы "Битлз", "Золотое кольцо" - все народные песни, а группа "Бони Нэм" - старые западные хиты.
Песни из репертуара Жени Белоусова исполнили после его смерти "жена" Елена Савина ("Вечерок-вечерочек") и группа "Иванушки" ("Девчонка-девчоночка"). Они же придали свежесть раскрутке песни "Любэ" про "Дусю-агрегат". А группа "Стрелки" тем временем позаимствовала песню Владимира Шаинского в исполнении Анны Герман "А он мне нравится", переделав в ней несколько слов в духе времени.
Комментирует Игорь Матвиенко:
- Я часто использую гармоничные ходы, которые можно встретить в мелодиях других композиторов. Хит "Иванушек" "Тополиный пух" может напоминать песню "Студент" группы "Руки Вверх", "На вечеринке", которую воспевают "Стрелки", и ряд других. На то он и хит, чтобы перекликаться с уже известными многим мелодиями. Полностью новаторское произведение, как правило, обречено на неудачу. Да, ребята перепевают известные хиты и делают это подчас лучше оригинала. Вы ведь не считаете плагиатом песни, которые исполняете сами за праздничным столом?
Но рекордсмен перепева среди российских звезд все же Филипп Киркоров. Еще на заре своей карьеры он заимствовал всеми любимую песню "Эти глаза напротив" у Валерия Ободзинского, песню "Таганка" - у Александра Кальянова, "Ханки-панки" - у Мадонны (!), "Гудбай, май лав, гудбай" - у Демиса Руссоса, а "Вот и все" - у Гарри Мура.
В 1994 г. Филипп перепел "Песню о себе" Маши Распутиной (попутно сделав ей предложение о замужестве), а затем и "Между летом и зимой" из репертуара Аллы Пугачевой, в результате сделав своей женой последнюю. Спустя 4 года он продолжил свои соискания, перепев песни Газманова ("Единственная", "Морячка") и "Поздно" Аллы Пугачевой. А его недавнее творение с запоминающейся фразой "Я других не замечал лиц" - кавер-версия песни Робби Уильямса "Love Suprime".
Перепевкой дворовых песен увлекались многие группы, в том числе "Божья коровка" ("Гранитный камушек"), "Нэнси" ("Дым сигарет с ментолом"), "Адреналин" ("Ковыляй потихонечку"), а также сольные исполнители. Певица Натали до сих пор судится с "авторами" всем известной песни "Ветер с моря дул". Один из них, Сергей Сократов, утверждает, что написал эту песню, еще служа на флоте в начале 70-х гг. А многие исполнители даже не ведают величия тех, чьи слова и мелодии заимствуют. Например, Евгений Осин, уже раскрутив по всем каналам ТВ "дворовую" песню "Плачет девочка в автомате", неожиданно узнал, что автор ее слов - Андрей Вознесенский, а покойный Петлюра так и не узнал, что "народную" песню "Нам вчера прислали из УГРО дурную весть" сочинил Владимир Высоцкий...
Частичная прихватизация
КАК известно, от перепева до плагиата - один шаг. И многие композиторы его уже сделали, частично использовав произведения своих западных коллег, реже - земляков. Ни для кого не секрет, что запев "Эскадрона" Газманова имеет аналог у "Bad Boys Blue", а часть фонограммы песни, исполненной Ладой Дэнс, "Дай мне этот вечер" зарубежные коллеги отождествляют с кусками песни Рики Мартина "Livin Lavida Rodka" и даже судились по этому поводу.
"Электричка" Олега Молчанова, которую исполнила Алена Апина, была названа в номинации "Плагиат года" премии "Серебряная калоша", так как очень похожа на "Осенний поцелуй" Аллы Пугачевой за счет частичного использования гармонии последней. Хотя композитор и считает подобное совпадение "чистой случайностью".
"Любочка" группы "Маша и медведи" по той же причине напоминает песню "Greep" группы "Радиохэд", а "Сим-Сим, откройся" Юрия Варума в исполнении Аркадия Укупника очень похожа на "Крусифайд" шведской группы "Армия любовников". И это далеко не полный перечень "кусковых" заимствований. Вот что по этому поводу рассказала нам одна из "жертв" своих же соотечественников-музыкантов Юрий Лоза:
- У меня, как правило, крадут песни кусками, чтобы нельзя было придраться. Например, в моей нашумевшей песне "Плот" была строчка: "плот, свитый из песен и слов". Макаревич тут же приватизировал ее, изменив в ней лишь одно слово: "мост, свитый из песен и слов". А Андрей Губин пошел еще дальше - украл идею песни "О тебе мечтаю я" из моей старой, всеми забытой "Я умею мечтать". Доказать ничего нельзя, хотя многие из моих коллег до сих пор намекают на это сходство.
Не своруешь - не проживешь?
КОГДА-ТО вся страна обсуждала наглость Мурата Насырова, который "скоммуниздил" песенку "Мальчик хочет в Тамбов" из репертуара зарубежной группы "Carapiches" (первоначально она называлась "TIKI-TIKI-TAK"), и никому даже в голову не пришло, что этот пример не единичный в истории российской эстрады. И до и после "тамбовского мальчика" появлялись хиты, имеющие полные аналоги за рубежом. Например, хит "Я знаю, ты знаешь" Андрея Губина был украден у "Backstreet Boys", "Сибирские морозы" в исполнении Владимира Кузьмина копирует песню Сантаны "Europe", а "Если после" Марины Хлебниковой полностью совпадает с "Hands up" дуэта "Attavan". Даже так полюбившаяся россиянам песня Андрея Макаревича "Не стоит прогибаться под изменчивый мир" имеет западные корни - у Луи Армстронга она называлась "Go Down Moses"...
А весной 2000 года популярной группе Hi-Fi было вручено официальное предупреждение "остановиться и прекратить музыкальный плагиат", одобренное судебным решением штата Нью-Йорк. Скандал разгорелся из-за двух песен "Звезда" и "Cон", у которых неожиданно обнаружился автор - Илья Оболенский, который, будучи с недавних пор американским подданным, утверждает, что ребята из группы Hi-Fi позаимствовали не только его песни, но и голос! Эти композиции были сочинены и записаны Ильей в 1998 году. Он даже выступал с ними в России. А спустя год по приглашению американского продюсера уехал в Нью-Йорк, где и узнал, что помимо группы Hi-Fi , которая воспользовалась фонограммой с записью его голоса, одну из песен уже успела перепеть сама Алла Пугачева ("Белый снег")! Пришлось Илье 11 мая 1999 года зарегистрировать свои песни в американской организации по защите авторских прав в Вашингтоне.
Игорь Николаев:
- Мне часто говорят, что моя песня "Человек, влюбленный в Сахалин" удивительно похожа на всем известную блатную песню "Мурка". А что вы хотите? Ведь гармоническая сетка у композиторов одна и та же! Повторения неизбежны. Тем более если в мелодии есть что-то народное, запоминающееся. Но это не плагиат!
Джексона так и не засудили
ПРИНЯТО считать, что весь рок - вторичен. Западные рок-музыканты испокон веков копировали блюзовые ходы и гармонии своих же негров и имитировали "черное" звучание. А наши рокеры в свою очередь учились играть на западном материале, заимствовали сольные гитарные партии и переводили тексты Моррисона, Дилана, Леннона и Харрисона, называя это замысловатым словом "эклектика". Но копируя и подражая, рокеры открыли много нового, что в свою очередь теперь с успехом используют их музыкальные потомки. Например, знаменитую песню "Blue Suede Shoes" ("Голубые замшевые туфли") спел еще в 1956 г . Карл Перкинс, но по-настоящему популярной она стала лишь в исполнении Элвиса Пресли.
Кристал Картье из Денвера (Колорадо) обвинила Майкла Джексона в воровстве своей одноименной песни, которую она записала в 1985 году. Однако она не смогла представить суду оригинальную запись своей песни, а предложенная ею версия не была похожа на композицию MJ. 14 февраля 1994 года Майкл в суде убедительно описал свой процесс написания песен и продемонстрировал потрясающие способности имитировать голосом звучание различных музыкальных инструментов и... выиграл дело! А ведь для Майкла Джексона это уже не первое слушание о плагиате. Но он выиграл все дела! Месяцем раньше федеральный судья Калифорнии признал, что Майкл (и другие музыканты, названные в иске) никого не копировал при написании песен "We Are the World", "Thriller" и "The Girl is Mine". Этот иск был подан в суд в 1983 году. В январе 1998 года состоялось судебное разбирательство, касающееся "Will You Be There", начатое итальянским певцом Бано. Итальянский суд постановил, что Майкл не копировал песню Бано, и обязал итальянского певца заплатить все судебные издержки Майкла.