Один из талантливейших актеров нашего времени, кумир миллионов зрителей, который даже не помнит, в скольких картинах сыграл. "Около ста", - говорит Александр Абдулов.
Журналисты точат на меня зуб
- АЛЕКСАНДР Гаврилович, как общественность восприняла ваш режиссерский дебют - "Бременские музыканты"?
- Вышло несколько статей ни о чем. Мол, могло быть и лучше, а могло быть и хуже... Как гадалка говорит: временами тебе везет, временами нет. Журналисты не знают, как быть: обругать меня хочется, а ругать не за что. В фильме нет никакой политической подоплеки. Гениальные артисты, замечательные музыка, декорации, костюмы... А похвалить - не хочется. Иногда непонятно, что хотят сказать журналисты, когда пишут обо мне. Недавно прочитал статью под названием "Звезда устала?" Ничего себе устала! За год я сам снял картину, снялся у Астрахана и Рязанова в главных ролях, сделал спектакль... Одного "писателя" недавно почему-то расстроило, что я отказался выступать на двух съездах КПСС. Да в то время за это Героя Советского Союза надо было давать! Тот, кто отказывался, дальше был не жилец. Со сцены нужно было прочитать стихи под названием "Мы державно идем в коммунизм". Я понимал, что, если прочту их, после этого ни один товарищ мне руки не подаст.
- Странно слышать такие слова от человека, у которого в кабинете висят две картины - портрет Ленина и "Выступление Ленина на третьем съезде комсомола".
- Эти картины видели Молотова, Берию, а их взяли и на помойку выбросили. Я подобрал и повесил. Это память театра "Ленком". Успел сфотографировать и то, как сбивали название "Театр Ленинского комсомола". Буквы падали на землю... Люди, которые не помнят своего прошлого, не живут. Они - временщики. Приходит новый человек к власти, и начинает писаться новый сценарий. Мы ругали проституток, а теперь давайте пусть они будут самые замечательные... Все были за Сталина, теперь давайте его все хором ругать. Я никогда не брошу камня в свое прошлое. Как можно "весь мир до основанья мы разрушим"? А затем что? Да ничего затем не будет!
- Сколько получает сейчас народный артист?
- В день зарплаты ко мне приходит бухгалтер и стыдливо дает деньги. А у меня в это время сидят друзья. Они спрашивают: "Это что?" - "Зарплата народного артиста России". Я не буду говорить, сколько это.
- А если бы сказали, вас бы недоброжелатели полюбили...
- Да бог с ними, пусть не любят. У нас в России любят только несчастных. Когда нас троих - Михалкова, меня и Лию Ахеджакову - номинировали на "Нику", как вы думаете, кто ее получил? Ахеджакова.
- Почему вы смеетесь?
- Михалков - барин. У Абдулова тоже все в порядке. Надо, значит, Лии дать. Ахеджакова - потрясающая артистка. Но кому пришло в голову сравнивать таких разных актеров?!
- А это тяжело - постоянно держать оборону: у меня все хорошо?
- Нелегко, конечно. Но меня с детства приучили не перекладывать проблемы на чужие плечи. Никого мои трудности не должны волновать. Упаси Господь, чтобы меня считали несчастным, обиженным. Ненавижу, когда меня жалеют, я от этого начинаю просто звереть. Взрослый мужик - 48 лет, руки-ноги целы. Я должен все в жизни делать сам. Я выбрал такую профессию, что у меня должно быть все хорошо. Приходит зритель в зал. Предположим, я играю комедию. А у меня случилось несчастье в семье. Но зритель купил билет, и он не должен знать, что мне плохо. И надо выходить на сцену и играть так, чтобы зал смеялся. Все должны думать, как у него все здорово, какой он замечательный. Девочки должны вздыхать, мальчики - завидовать. Если я буду говорить, что мне плохо, они меня через месяц возненавидят.
Знаете, когда решался вопрос: давать мне премию Ленинского комсомола или не давать, меня вычеркнули из списка и сказали, что у Абдулова нездоровая популярность. Я очень горжусь этой формулировкой. Меня трижды снимали с Госпремии!
- Дали в конце концов?
- Нет.
- Вы смотрели "Сибирского цирюльника" Михалкова?
- Два раза смотрел. И оба раза плакал. Что же касается того, что на этот фильм вылилась целая лавина грязи, то здесь помогла большая "любовь" к Никите Сергеевичу. Он - это я, помноженный на 100.
- Он в 100 раз удачливее?
- Талантливее. Я прекрасно понимаю, что Никита - режиссер если не номер один, то в тройке лучших российских режиссеров.
Иначе я - тряпка
- У МИХАЛКОВА в "Сибирском цирюльнике" огромная массовка. Но, по-моему, вы "Бременскими музыкантами" его рекорд побили.
- Думаю, что в сцене парада задействовано тысяч 20-30 воинов. Это больше дивизии! Как мне помог Гейдар Алиев на съемках! Мы полтора месяца снимали в Азербайджане, и у нас было все, что мы хотели. Нужны были танки - шли танки, бэтээры - шли бэтээры. У меня даже шутка родилась: в тот момент, когда снимался парад у Короля, Армения спокойно могла брать Азербайджан - все его войска были на съемках "Бременских музыкантов".
- Скажите, а бегемот в "Бременских музыкантах" настоящий?
- Конечно. Помог Бакинский зоопарк. Мне привозили ягуаров, удавов, орлов... Была ситуация, когда бегемот должен с охраной пробегать мимо меня. Я смотрю в монитор: Жужа бежит на меня, укрупняется, укрупняется... И тут я поднял голову и вижу, что она уже в трех метрах от меня. На меня перло 2,5 тонны! А бегемоты достаточно быстро бегают. Я схватил телевизор со столиком вместе - и в сторону... В тот же момент по месту, где я стоял, пробежал бегемот...
- В "Бременских музыкантах" есть что-то от фильмов Захарова.
- Я счастлив. Хоть чему-то я должен был у него научиться! Мы уже 25 лет вместе. Но я ни в коем случае не сравниваю мою картину с кино Захарова.
- Что сказал вам Марк Анатольевич насчет вашего дебюта?
- "У меня есть много вопросов, несколько претензий, но было несколько сцен с такой энергетикой, что я просто позавидовал". Ничего плохого не сказал, и это уже хорошо. Потому что он человек честный и скажет все, что думает. Если у актера что-то не получается, он все говорит в глаза. Мы над спектаклем "Варвар" бились так, что у меня доходило до слез, кровь носом шла... Мне мнение Марка Анатольевича было важнее, чем кого-то другого, он мой учитель и отец. Огромное спасибо моим друзьям: Олегу Янковскому, Саше Збруеву, Лазаревым, Адабашьяну, Волковой, Немоляевой... Они согласились сыграть маленькие рольки. Но я считаю, что эти рольки знаковые. И, когда увидел в "Пушкинском", что люди плакали, я понял, что угадал. Отдельно хочется о Михаиле Пуговкине сказать. Это такой профессионал! Он летал на съемках. А в Ялте, где он раньше постоянно жил, еле ходил. 8 лет ему никто из режиссеров не предлагал ролей. Все его давным-давно похоронили. Когда я с ним пришел на кинофестиваль, все шептались: "Как, Пуговкин жив?" Актеров быстро забывают, моментально. Если в советское время еще приходили из профсоюза с сеткой апельсинов, то сейчас уже никто не придет. Но как только у Пуговкина появились "Бременские музыканты", он ночи мог не спать, дай ему работу. Молодые ломались, а он...
"Бабник я, бабник!"
- О ВАС что только не говорят. И бабник вы...
- Ну бабник я, бабник. Слава богу, что не голубой. Сейчас такое время, что, даже если ты ничего о себе не рассказал, за тебя все придумают. Раньше об актерах ходили легенды - о Ливанове, Крючкове, Баталове, Стриженове... А теперь - сплетни. В лучшем случае - кто с кем переспал. О каком воспитании можно говорить, когда по первой программе идет передача "Женские истории" с Борисом Моисеевым? Я же не говорю, что Моисеев плохой артист. Но как можно делать с ним "Женские истории"? Дети посмотрят и начнут спрашивать: а что это такое? Тогда в следующий раз пусть покажут встречу Степаши и Хрюши с педофилом.
- Вы затронули актуальную тему. Сейчас все женщины в один голос жалуются: не хватает мужчин. Почему мужской пол так стремительно "голубеет"?
- Это проблема не только наша, это проблема всего мира. У нас-то гомосексуализм пока еще в меру, а в Америке, во Франции с этим просто катастрофа. Я ни в коем случае не осуждаю сексуальные меньшинства. Но нельзя навязывать это другим посредством телевидения, прессы. Почему об этом надо кричать?
- Вы хотели бы снять компьютерный суперфильм в стиле Стивена Спилберга?
- Хотел бы. Но это, к сожалению, невозможно. Никто мне не даст 200-300 млн. долларов.