"Мы принципиально не меняем название, т. к. оно стало нашим фирменным знаком, знаком нашего качества".
Повезло строителям с профессией. Их труд никого не оставляет равнодушным. Например, газету можно купить или не купить, можно прочесть или, не читая, рыбу в нее завернуть. И вся работа журналиста - этой рыбе под хвост. А построенный дом можно хвалить или ругать, но его нельзя не заметить. Завтрашний облик Москвы и комфорт ее жителей, то есть нас, зависят от столичных строителей. От профессиональных навыков простых рабочих и компетентности их руководителей.
Валерий Англичанинов назначен генеральным директором ЗАО "СУ-155" больше года назад. Он считает, что еще рано подводить какие-то итоги, но согласился ответить на вопросы нашего корреспондента.
- Валерий Вениаминович, у непосвященного человека название "СУ" ассоциируется скорее со штурмовиками и бомбардировщиками, чем со строительной отраслью. Чтобы не путать историю создания СУ-24 и СУ-25 с историей СУ-155, расскажите, пожалуйста, с чего начиналась биография возглавляемой вами организации.
- СУ-155 существует уже 47 лет. С момента образования в 1954 г. в системе Главмосстроя и до 1991 г. это было строительное управление "нулевого цикла", т. е. специализировались на строительстве фундаментов. Такого рода предприятия при плановой экономике были убыточными. Поэтому неудивительно, что десять лет назад все имущество СУ-155 представляло собой один старый экскаватор. А на предприятии висели миллионные долги. Тем не менее бывшему руководителю Михаилу Дмитриевичу Балакину удалось справиться с ситуацией и превратить маленькую субподрядную структуру в могучую строительную компанию. Сегодня СУ-155 - это даже не холдинг, а промышленно-строительная корпорация, включающая более трех десятков дочерних предприятий, на которых трудится около 14 тыс. человек.
- А когда все-таки ситуация переломилась и стало ясно, что СУ-155 выжило в условиях рынка?
- В один прекрасный момент ДСК, возводивший дом на нашем фундаменте, рассчитался квартирами. Это оказалось довольно выгодным вариантом для обоих участников процесса. В 1995 г. мы взялись построить монолитный дом на ул. Зеленодольской собственными силами. К тому времени управление уже имело свой автопарк и бетонный узел. Так постепенно стали получать прибыль, а заработанные деньги вкладывать в развитие собственной базы.
- Вам не кажется, что название уже морально устарело?
- Мы принципиально не меняем название, т. к. оно стало нашим фирменным знаком, знаком нашего качества. А в любой отрасли смена брэнда неизбежно ведет к потерям. Придется заново завоевывать авторитет у потенциальных клиентов.
- Какова доля СУ-155 сегодня в столичном строительстве?
- Наша ниша на рынке 20-25%. Мы строим 1 млн. м2 жилья из почти 4 млн. м2, возведенного в этом году в целом по Москве. К увеличению этих показателей не стремимся, т. к. миллион - это достаточно большой и непросто управляемый объем.
- Если четверть всего строительства приходится на ваше управление, то можно сказать, что вы - лидеры на этом рынке в Москве?
- Я бы не стал так говорить. Но Московский строительный союз, куда входит наше управление наряду с шестью организациями (ДСК-1, ДСК-2, ДСК-3, МСМ-5, МФС-6, СУ-83), осваивает около 80% строительных площадок города.
- Расскажите подробнее об уже построенном. Какой объект считается самым уникальным? Своим гостям из других городов, когда проезжаете по Москве, что показываете, приговаривая с гордостью: "Это - наше, это мы строили"?
- В первую очередь - детский астматический санаторий на улице Академика Капицы, который выдвигали на соискание Российской национальной премии в области архитектуры. Многим нравятся наши дома повышенной комфортности на ул. Губкина, на Каховке, гостиничный комплекс на ул. Наметкина.
- Что дает СУ-155 участие в Московском строительном союзе?
- Благодаря мудрой схеме "земля - квадратные метры", которую осенью прошлого года предложил мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков, строители работают напрямую с городом, без посредников, и вовремя получают свою законную прибыль от реализации возведенного жилья. Вообще, если бы идею строителей о создании Союза тогда не поддержали мэр Ю. М. Лужков, вице-мэр В. П. Шанцев и руководитель строительного комплекса В. И. Ресин и не помогли бы нам, МСС не появился бы на свет. А сегодня стало удобно и городу, и строителям. Аппарат МСС является координатором работы компаний, вошедших в него. Мы четко знаем, сколько и какого жилья должны построить для Москвы. Кроме того, в Союзе сообща мы решаем актуальные для всех нас проблемы.
Упреждая ваш вопрос, сразу скажу, что ни о каком монополизме МСС не может быть и речи. Ведь каждая из вошедших в него организаций полностью сохранила свою юридическую и финансовую самостоятельность. Кроме того, участники МСС конкурируют между собой. Но это здоровая конкуренция.
- И все же СУ-155 строит в основном жилье. Ваша организация работает по принципу "Жилье построим - остальное приложится"? Объекты соцкультбыта для будущих жителей ваших домов - это чья прерогатива?
- На сегодняшний день отсутствует анархия застройки. Есть генеральный план развития Москвы. Есть план развития каждого района, утвержденный главным архитектором города. Еще ни одна организация его не нарушала, потому что это крайне невыгодно. Все объекты соцкультбыта, предусмотренные планами, распределены между застройщиками. Конечно, строителям было бы удобнее построить жилье и "забыть" про детский сад или поликлинику. Но городские власти напомнят.
- Чем отличается "продукция" СУ-155 от "продукции" трех ДСК и других строительных компаний - ваших конкурентов? По каким признакам, архитектурным особенностям горожане могут узнать ваши дома среди остальных городских построек?
- Наши жилые крупнопанельные дома очень легко отличить по полукруглому эркеру. Сейчас мы внедряем новую серию И-155, которую можно увидеть, к примеру, на Волжском бульваре и ул. Островитянова.
- Но эркерами в квартирах уже никого не удивишь...
- Да, до сих пор нигде, не то что в Москве, но и во всем мире не делали их такой конфигурации. В последние годы в столице строят дома с трапециевидными или треугольными эркерами, т. е. ломаными элементами. А нам очень понравился проект архитектора Панфиля. Мы нашли возможность изготовления таких элементов. Теперь скругленный эркер - архитектурная особенность наших жилых строений. По этому проекту уже построены 5 домов. На следующий год запланировано сдать еще 2,5 тыс. квартир. Качество с каждым домом растет, потому что появляется опыт.
- В условиях индустриального домостроения здания можно сравнить с конструктором. Причем качество постройки зависит не только от того, как сложить элементы этого "конструктора", но и от качества самих элементов, материалов, марки цемента, наконец. Кто ваши смежники?
- Насколько это возможно, мы стараемся обходиться собственными силами. У нас свой карьер на Урале под г. Орском по добыче щебня; завод по производству деревянных оконных блоков со стеклопакетами, дверей и витражей; собственная транспортная железнодорожная компания; более 500 единиц автотранспортной, дорожной и строительной техники... Всего в корпорацию входит 18 предприятий промышленного блока, 4 монтажно-строительные организации - генподрядчики, и экономический блок, который занимается реализацией построенного жилья. К примеру, Домодедовский железобетонный завод, который входит в наш ДСК-5, признан лучшим в Московской области.
Все мы помним, как в советские времена часто приходилось бригаде человек в 200 "перекуривать" из-за отсутствия, к примеру, бетона. Простои на стройплощадке ведут к убыткам. Уж лучше мы будем "сами себе поставщики"!
- Выбирая себе партнеров или, наоборот, отказываясь от них, вы стремитесь к главному - снизить себестоимость строительства.
- Снижение себестоимости - это очень важно, этого требует рынок, но это не самоцель. Здесь надо знать меру. Когда спектр предложений довольно широк, потребитель имеет возможность сравнивать. И далеко не всегда он выбирает самый дешевый вариант в ущерб комфортности.
- Почему в этом году произошел резкий скачок цен на жилье? Какие для этого были предпосылки? Ведь цены на энергоносители и стройматериалы поднимались постепенно, а не скачкообразно.
- Цены на жилье в Москве определяет рынок. В этом году резко вырос спрос на квартиры, соответственно выросли цены. Другая причина: система строительства достаточно инерционна. Повышение тарифов на железнодорожные перевозки на 30-40% должно произойти с 1 января. Допустим, щебень у нас уже завезен, и, сколько возможно, мы будем сдерживать эту цепную реакцию повышений. И так постоянно. Цены в строительстве растут, но с опозданием. Все успевают привыкнуть к новой цене на какой-то продукт, и только тогда строительный вал догоняет. Создается видимость резкого скачка. Между тем цены на жилье у нас до сих пор не вернулись на докризисный уровень. Хотя, если поднимут железнодорожные тарифы, то это как раз и произойдет.
- Мировой опыт подсказывает, что спрос не может быть стабильно высоким. Сейчас всплеск потребительского интереса, но вы-то должны просчитывать ситуацию на годы вперед. Когда, по вашим прогнозам, наступит застой на рынке жилья?
- Прогнозы - вещь неблагодарная, даже если их автор Нострадамус. Но и без расчетов на перспективу не обойтись. По нашим предположениям, года через 3 начнет снижаться потребительский спрос. Какое-то количество покупателей будет всегда, но это уже будут совсем другие объемы. При этом требования будущих владельцев ужесточатся. Людей, готовых платить по 3-5 тыс. долл. за м2, уже не устроит псевдоэлитное жилье, которое сейчас им предлагают. Точно так же в домах массовой застройки у покупателя будет больше претензий к планировке.
- Каковы перспективы строительного рынка в Москве? Площадь столицы не бесконечна, и в пределах города осталось мало "белых пятен".
- За пределами Москвы скорее всего будет преобладать тенденция на снижение этажности. Так же, как это происходит в других странах, в той же Америке. Люди только работают в городе, а жить стремятся за его пределами. Конечно, высотки по мере удаления от центра будут встречаться все реже, их заменят коттеджи.
В самой столице есть резерв, так называемый пятиэтажный пояс. Пятиэтажки снесут, но на их месте надо строить новое жилье. Работы хватит на долгие годы.
- То есть вы за снос, а не за реконструкцию пятиэтажек?
- Только за снос. Реконструкция отпадает сама по себе.
- Это в интересах вашего СУ или в интересах города и его жителей?
- Реконструировать без отселения - это издевательство над людьми. К тому же конструкции были рассчитаны на 20 лет, так что они себя изжили. Посмотрите, как их сносят. Их не надо даже взрывать. Достаточно удара ковша экскаватора.
- А на какой срок службы рассчитаны строящиеся сегодня дома?
- Монолитные дома рассчитаны минимум на 100 лет, из сборного железобетона - минимум на 75 лет.
- Гарантийные обязательства строителей распространяются на весь этот период?
- Ответственность за конструкции строители несут на протяжении всего периода существования этого дома. Другими словами - в течение первых 75 лет отвечаем мы.
- Вы, как и другие строительные фирмы, строите квартиры со свободной планировкой. Возникает парадокс: строители облегчают себе задачу, материалов тратится меньше, и себестоимость такой квартиры должна быть ниже по сравнению с той, у которой весь набор перегородок. Но конечная цена оказывается намного выше. К тому же требуются бешеные деньги, чтобы купленное жилье довести до ума. Это несправедливо. Я не права?
- Свободная планировка встречается только в монолитных домах. Если бы в России, как во Франции, зима длилась 1 месяц, возможно, отсутствие перегородок кардинально бы влияло на цену такого жилья. Но в нашей стране надо учитывать затраты на прогрев бетона, добавление различных компонентов, чтобы бетон не замерзал. Технология не позволяет удешевить строительство монолита.
- Но для возведения монолита не требуется железобетонный завод. Почему оно дороже по сравнению с панельным?
- Именно поэтому и дороже. То, что на заводе поставлено на поток, при монолитном способе выполняется фактически вручную. Высокая квалификация рабочих, повышенная этажность, наличие подземного гаража, кирпичная облицовка - все это тянет за собой рост себестоимости.
- Мы все время говорим о коммерческой составляющей. Но ваше управление должно какую-то часть возводимого жилья отдавать городу. Сколько муниципальных квартир вы строите каждый год?
- Только в 4-м квартале мы сдаем порядка 50 тыс. м2 муниципального жилья из 190 тыс. м2 запланированных в целом на эти три месяца. Муниципальные дома будут сданы в срок. За их качеством и за сроками строительства пристально следит городское правительство, потому что в эти квартиры переселяются очередники. Муниципальные квартиры в отличие от коммерческого жилья сдаются с внутренней отделкой, сантехникой, то есть всем необходимым для жизни. В них можно заселяться, не делая ремонт, сразу после оформления документов.
- Каковы перспективы у вашей фирмы? Она будет расширяться, поглощать мелкие предприятия отрасли или диверсифицировать свою деятельность? Может СУ-155 в перспективе стать не только владельцем заводов, но и "газет-пароходов" и т. д.?
- О диверсификации в прямом смысле слова говорить рановато. Хотя собственный леспромхоз, железнодорожная компания... могут навести на эти мысли. Мы даже сконструировали собственный автокран грузоподъемностью 225 тонн. Но все предприятия работают в рамках одного технологического процесса, на один конечный результат. Благодаря им нас не пугает снижение потребительского спроса. Мы можем себе позволить фактическую стоимость жилья приближать к себестоимости, потому что выгоднее сохранить объем строительства. Но категорически исключать какое-то новое направление деятельности, думаю, не стоит. Поживем - увидим.
- Что бы вы пожелали москвичам в Новом году?
- Поздравляю москвичей с наступающим Новым годом! Желаю здоровья, счастья и удачи. Пусть "квартирный вопрос", который, как говорят классики, их якобы испортил, в будущем году решится. А мы им в этом поможем.