В последнее время на страницах многих газет и журналов мелькает непонятное слово "клака". Неблагозвучное на слух, оно каким-то непонятным образом всегда связывается с театром, чаще всего музыкальным, реже - драматическим. Что же такое "клака"? Согласно словарю под редакцией Д.Н. Ушакова, "кучка почитателей, хвалителей". Кто же они такие и чем занимаются?
Первые упоминания о "наемных хлопальщиках" доходят до нас еще из истории Древнего Рима. Говорят, что император Нерон, проезжая по Греции и выступая со своими стихами на стадионах, возил за собой группу специально обученных людей, которые громкими криками и оглушительными аплодисментами подогревали толпу.
Следующее упоминание о клаке мы встречаем также в итальянской истории. В период первого расцвета в Италии оперного искусства, когда в каждом городе было несколько конкурирующих театров, а каждый вельможа считал свои долгом обязательно поддерживать и содержать хотя бы одну фирму, появляются целые гильдии, которые в прямом смысле слова "создают успех" или "проваливают" выступления артистов. В составе клаки тогда были малоимущие слои населения: школяры, рыбаки, бедные торговцы, наемные рабочие.
В России впервые клака делится на две части: собственно клака и "кабаль", состоящая из крепостных крестьян, которых посылает на спектакль помещик, или солдат, получивших приказ от своего командира. А приказы могли быть самыми различными, например, забросать мочеными яблоками или тухлыми яйцами неугодную актрису.
Во все эти времена клаки всех видов отличались следующими качествами. Во-первых, все они четко исполняли инструкции, полученные от своих начальников и, во-вторых, все они (кроме крепостных крестьян, конечно) получали за свою работу деньги.
После Октябрьской революции 1917 года клака трансформировалась в многотысячную армию поклонников. Основной их интерес - попасть в театр бесплатно. Основная "валюта" - пропуска в тот или иной театр. Кстати, валюта вполне реальная. Например в разгар тотального дефицита середины семидесятых на два билета, скажем, в Большой театр (стоимостью около двух рублей каждый) можно было выменять баночку черной икры, а в разгар популярности "Театра на Таганке" - несколько билетов в этот театр "тянули" на пару импортных сапог.
Кстати, артисты не всегда противодействовали клаке. Звезда советского балета Ольга Лепешинская, узнав, что кто-то из ее клакеров попал в милицию, надевала все ордена и регалии и ехала лично вызволять "заключенных", а потом везла их к себе домой и отпаивала чаем с печеньем.
В обязанности клакеров входила поддержка артиста во время спектакля: аплодисменты при выходе артиста на сцену, бурные овации после сольных номеров (оговаривалось даже количество выходов после того или иного номера), крики "браво" и, конечно, обеспечение артиста цветами при поклонах. При этом цветы обычно покупались за свои деньги, а те немногие артисты, которые выдавали клакерам деньги для покупки букетов требовали отчета за каждую потраченную копейку, вплоть до предъявления чеков.
Структура построения клаки отрабатывалась десятилетиями. Главную роль занимал "министр" - человек, непосредственно общающийся с артистом, решающий с ним денежные и организационные вопросы, получающий необходимое количество пропусков и раздающий указания своим подчиненным.
"Министру" помогали собственно клакеры - люди разных возрастов и профессий, различающиеся по причинам своего прихода в театр. Многие из них просто любили искусство. Некоторые - чтобы иметь возможность небрежно бросить: "Мы тут с приятелем вчера в Моссовете (Современнике, Ленкоме, Большом, МХАТе, на Таганке были. Гениально!").
Это лишь краткая информация о клаке и клакерах. Если вам станет интересно, наша газета расскажет подробнее о театрах, в которых работают клакеры, об их сегодняшнем дне. Пишите письма.