Сегодня в мире насчитывается более 27 тысяч видов пауков. Они живут практически повсюду - от ледников Гренландии до знойной Сахары - и считаются чуть ли не самыми изученными насекомыми.
Вселяющие страх
Хотя пауки не доставляют человеку особых неприятностей, некоторые люди испытывают к ним суеверный страх. В легендах многих народов паучьи самки представлены как оборотни, которые под видом красивых женщин завлекали мужчин и затем убивали. Считается: рождение таких историй связано с тем, что у некоторых видов этих насекомых самки после спаривания убивают и поедают самца.
Но почему пауки, не причиняющие, как правило, вреда человеку, вселяют во многих из нас ужас? По сей день нередки случаи вроде описанного в "Биржевых ведомостях" начала XX века. В статье рассказана история одной дамы, которая с самого раннего детства питала непреодолимый страх к паукам. При взгляде на них у нее начинались судороги, она задыхалась и лишалась чувств. Более того, женщина всегда безошибочно знала, что в одном с ней помещении находится ненавистная тварь, даже, когда не видела ее. По ее словам, дрожь пробегала по спине, и особый запах указывал ей на присутствие насекомого. Сама дама с юмором объяснила свою боязнь тем, что в прошлой жизни, наверное, была мухой и когда-нибудь попадалась в лапы паука. Только в последние годы удалось установить, что подобный панический страх, доводящий людей до судорог и обмороков, - следствие обыкновенной аллергии. Оказывается, пауки, как и все насекомые, выделяют летучие вещества - феромоны.
Есть люди, которые в силу индивидуальных свойств обонятельного аппарата способны воспринимать их, и у многих из них "паучий запах" вызывает аллергическую реакцию - судороги, удушье и головокружение.
Пауки и цивилизация
Сегодня человечеству паучье племя не доставляет практически никаких неприятностей. Однако немногим более ста лет назад оно представляло серьезную опасность для электроэнергетики Японии. "Петербургская газета" весной 1887 года рассказывала своим читателям, что влажный климат Страны восходящего солнца исключительно благоприятен для размножения пауков. Несметные полчища этих насекомых приспособились перекидывать свои сети с деревьев, где они обитают, на линии электропередач, изоляторы и столбы. При выпадении росы и в дождь паутина, становящаяся при намокании отличным проводником, нередко вызывала короткие замыкания. Проблема стояла столь остро, что была заведена специальная служба, работники которой время от времени очищали провода от паучьих сетей длинными бамбуковыми метелками. Но пауки оказались значительно проворнее людей, и решить проблему удалось только полной вырубкой деревьев вокруг линий электропередач.
Неприятность иного рода пауки принесли Вашингтону. В конце XIX века множество прожекторов придавало этому городу в ночное время неповторимый, очаровательный облик. Но вдруг их свет померк и как бы подернулся мрачной дымкой. А получилось это вот почему: на свет ламп слетались тысячи ночных бабочек, излюбленной добычи пауков, поэтому вскоре все фонари, а также памятники и здания, на которых они были установлены, оказались густо оплетены паутиной. Пришлось властям американской столицы увеличить количество работников городских служб.
Любители музыки
Еще в XVIII веке люди обратили внимание: при исполнении мелодичных музыкальных произведений пауки часто приближаются к источнику звука как бы для того, чтобы лучше его слышать. Бытовало мнение, что эти насекомые, с одной стороны, - беспощадные хищники, а с другой - большие меломаны.
В декабре 1891 года французский журнал "Revue Seintifieque" рассказал об исследовании природы паучьей "любви к музыке". Оказывается, эти насекомые особенно охотно слушают цитру - многострунный щипковый инструмент. Воспринимают они и звук скрипки. Известный ученый-энтомолог Романэс на концерте видел, как при исполнении скрипичного соло с хрустальной люстры спустился паук с явным намерением приблизиться к инструменту. Но только грянул весь оркестр, паук стремительно взмыл к потолку.
Любовь этих насекомых к музыке объясняют инстинктом хищника, срабатывающим при колебаниях, близких по своей частоте к жужжанию мухи или другой добычи. Романэс при этом ссылается на опыты другого энтомолога - Бойса. Тот прикасался вибрирующим камертоном к паутине. Паук тут же начинал искать потревоженную нить и, найдя, бежал по ней к источнику колебаний. Получалось, хищника влечет не звук, а трепетание паутины. Такого же мнения придерживались швейцарский естествоиспытатель Франсуа Форель и английский этнограф Джон Леббок.
Казалось бы, мнение столь авторитетных ученых достаточно убедительно. Но почему же тогда в опытах того же Бойса, если поющий камертон не касался паутины, насекомое все равно шло на звук? Неужели пауки действительно просто любят музыку? Как это ни удивительно, точного ответа на этот вопрос не найдено до сих пор.
Ткань из паутины
Ткань, сотканная из паутиновой нити, по прочности, легкости и красоте в несколько раз превосходит шелк. Она еще в древности изготовлялась в Китае, где получила название "ткань восточного моря". Правда, процесс ее изготовления был настолько трудоемок, что одеться в одежду из нее мог себе позволить лишь сказочно богатый человек.
В Европе о промышленном производстве ткани из паутины впервые задумались во Франции в начале XVIII cтолетия. Президент королевской счетной палаты Монпелье Бок предложил добывать нить из паука-крестовика. Как он установил, паутину можно вытягивать прямо из его брюшка и сразу наматывать на катушку. От одного насекомого удается получить до 500 метров нити. В подтверждение своих слов Бок представил в Академию наук тончайшие женские чулки и перчатки, изготовленные из этого сырья, поразившие всех красотой и изяществом.
Проект Монпелье погубил французский естествоиспытатель Рене Реомюр. Он подсчитал, что для получения одного фунта пряжи (453,6 грамма) потребуется не менее 663 крестовиков. Такое соотношение однозначно указывало на то, что набрать во французских лесах необходимое для промышленного производства ткани количество пауков нереально.
Еще раз вопрос о производстве "паучьей" ткани был поднят в конце XIX века. В связи с бурным развитием воздухоплавания потребовалось легкое и прочное полотно для воздушных шаров и дирижаблей. В 1899 году во Франции предприняли попытку получения такого материала из паутины крупного мадагаскарского паука. Удалось даже создать образец, как писали газеты, "роскошной ткани длиной 5 метров". Однако работы по акклиматизации теплолюбивого насекомого во Франции закончились неудачей. Производство паучьего шелка столкнулось с невозможностью массового разведения пауков, прежде всего из-за сложности кормления этих хищников. И все же паутина нашла ограниченное практическое применение. Благодаря очень малой чувствительности к изменениям температуры и влажности такую нить применяют в современных высокоточных визирах.