Что приходит в голову, когда видишь надпись "Здесь живут чайники"? Хе-хе. Кто же добровольно признал себя чайником? У кого такая "высокая" самооценка? Оказывается, не самооценка, а чувство юмора. У хозяина музея "Дом чайника" в Переславле-Залесском Андрея Воробьева. Все чаще в современном мире "чайником" называют человека, не особо компетентного в каком-либо деле, например, плохого водителя. Однако "чайник" - это не всегда то...
Мимо домика-музея, раскрашенного как для рекламы красок "Тиккурила", нельзя проехать. Как сорока ко всему блестящему, душа человеческая тянется ко всему яркому и радостному. На двери написано: "Без фотоаппарата вход воспрещен". Эта вывеска - нонсенс для музея. Но ведь и музей особенный.
Теперь я точно знаю, где живут чайники. И много чайников, очень много - разных форм, размеров и назначения. А еще я знаю, как они живут, и как они жили, когда не были музейными экспонатами.
Помимо чайников в веселеньком домике живет русская печка (совсем такая же, как та, на которой катался Емеля из сказки), старинный шкафчик-поставец (которому аж больше 150 лет и на котором сохранилась почти в первозданном виде вся роспись), железный жук, помогающий снимать обувь, не нагибаясь, первая "точилка" для бритвы (фирмы "Gillette", между прочим), железная солдатская кружка, сделанная из гильзы, стеклянная мухоловка и еще много-много старинных вещей понятного и непонятного назначения. Но, что самое забавное, в этом, не решаюсь сказать, музее большинство вещей "на ходу" и даже используется по назначению: в печке "томятся" щи, в большом чайнике кипятится вода для оравы гостей (но это по большим праздникам), а чтоб сердце запело и ноги пустились в пляс нам завели самый настоящий патефон!
Нигде не встретилось надписи "Руками не трогать". Наоборот, трогать не только можно, но и нужно. А как же еще полностью окунуться в неповторимую атмосферу прошлого?!
Музей был создан год назад двумя друзьями-активистами почти на пепелище. До этого еще год собирали по деревням Архангельской, Вологодской и других областей следы истории в виде грязных пыльных чайников и попутно другую утварь. У кого-то чайник был заброшен далеко в бездонные закрома антресолей и погребов, у кого-то стоял на полке в качестве декоративного предмета интерьера, кто-то кипятил в ценнейшем антиквариате воду.
На Руси чайник появился гораздо раньше, чем сам чужеземный напиток. И пришел он к нам от северных скандинавских народов. Первый чайник был удлиненной формы. В нем кипятили сбитень - медовый напиток с травами. Яйцеподобный сосуд с ручкой, подвешенный под потолком, - синтез рукомойника и посуды для разлива лекарств, настоянных на травах. А, может, и еще для чего использовали. Есть в музее и древний травник - пузатый, почти круглый сосуд с узким горлом. Чайной заварки тогда еще не было. В сосуд клали травы и заливали кипятком. Благодаря своеобразной форме травника чай быстро заваривался и долго оставался горячим. Одно "но" - много мороки доставалось хозяйке, которая бралась мыть сию посудину. Чтобы вымыть оттуда всю траву, требовалось огромное терпение.
Чайник на ножках с двумя отсеками: один - для горячих углей, другой - для воды (или уже заваренного чая). Угли горят - вода кипит. Чай готовится. Это вроде бы уже не чайник, но еще и не самовар. Нечто среднее. Самовар в переходном возрасте. И к тому же предок современного термоса: тлеющие угли могли долго сохранять чай теплым. Еще один предок термоса - изящный чайник, работающий на спирту. Благодаря спиртовой горелке вода могла греться на огне сколько угодно, а гостеприимные хозяева - попивать чаек с гостями, пока не лопнут. А для специального печного чайничка сделали длинную ручку - чтобы удобнее, не боясь обжечься, можно было ставить его в печь. Есть в музее и огромный чайник-богатырь емкостью аж 15 литров - из такого можно было напоить целую артель. Он так и называется артельный. А почти таким же - рыбацким - напоить... всю рыбу? Или замерзающих рыбаков...
Небольшой невзрачный чайничек нам показывают с гордостью. Это классическая форма. Точно из такого же пил товарищ Сухов в "Белом солнце пустыни".
У корабельного чайника дизайн особый - небольшая "юбочка" ниже "живота". Его ставили в специальную выемку, чтобы никуда не "убегал" и не падал при качке. "Юбочка" не позволяла ему проваливаться в эту выемку.
А вот двоюродный дядя знаменитого "свистуна", который до сих пор "греется" и "орет" во многих квартирах - чайник с клапаном на носике. Когда вода закипала, клапан под давлением воздуха стучал и звал хозяйку: "дзинь-дзинь, я готов!" Но на самом деле первое назначение такого клапана - защита от тараканов, остальное - барские причуды.
Все чайники в музее блестят как компактное зеркало, отражая в своих вмятинах лица посетителей как в комнате смеха. Смотря на разнообразие чайников, замечаешь - одни с красноватым оттенком, другие - с желтоватым. Чисто медных не было. Все чайники изготовляли из медного сплава. Сплав меди с цинком дает красноватый цвет - это праздничные чайники, парадные, ими пользовались во время больших застолий. А сплав меди с оловом - дает цвет желтый, такие чайники использовались в повседневном быту.
Надо сказать, что по-настоящему драить чайник можно было только с внешней стороны. С внутренней он был покрыт сплавом олова, потому что медь от воды окислялась и выделяла ядовитые вещества. И, чтобы не содрать защитный слой внутри, хозяйки мыли чайники очень аккуратно.
Кстати, использовались чайники не всегда по их прямому назначению. Есть в коллекции музея интересный экспонат с запаянной крышкой и носиком. Только дырка просверлена. Это подарок одного старичка. В бывшем чайнике предприимчивый дед варил самогон.
На музейных полках чайников - от пола до потолка ли еще маленькая тележка. У одного окна - экземпляры конца XIX века, у другого - XX-го. Есть еще и уникальные экспонаты-долгожители, отметившие 200- и даже 300-летний юбилей. Чайники ведь раньше были отменными крепышами, "не то, что нынешнее племя" электрических. Делались на века. Только погнутся немного, испачкаются, ручка оторвется, а так, все им трын-трава...
Смотрите также: