"Милая, где ты прикупила такие хорошенькие вещички?" - в который раз вопрошаю свою подругу-журналистку. Признаюсь, ее вкусу и стилю я всегда тайно завидовала, хотя чему тут удивляться? При таких-то финансовых возможностях можно одеваться, что называется, от кутюр. Я никогда не покупаю себе такие вещи, но с интересом готовлюсь выслушать заманчивую историю об очередном походе по бутикам. А в ответ: "Дорогая, это секонд-хенд".
Пока я морщила нос, подруга рассказала, как они с друзьями регулярно ходят во "вторые руки", копаются зачастую в не новом барахле, а потом обмывают удачные покупки. По ее словам, одна из особенностей подобных магазинов в том, что там играют по-честному. Если заедает молния, тебе не будут говорить, что она разработается, а если товар с фабричным браком, не станут убеждать, что это такой покрой. Здесь нет вывесок "руками не трогать": можно преспокойно зарыться в вещи с головой и перебирать их в свое удовольствие. Подруга так красноречиво расписала все преимущества подобных магазинов, что я преодолела себя и решила найти близлежащий с дежурной надписью "Одежда из Европы". Отправилась я туда, чтобы наконец-то выяснить, "Seсond hand" - продукт цивилизации или нищеты?
Оказывается, торговая система под названием second hand существует в мире уже 100 лет. У нас эта "форма одежды" еще распространена не повсеместно, возможно, в силу оставшегося провинциального снобизма. За границей же такие магазины очень популярны.
Два вопроса
У человека, который зашел в заведение подобного рода впервые, неизбежно возникнут два вопроса: откуда же попадают все эти винтажные наряды на полки магазинов и от чего здесь стоит такой запах?
Как правило, одежда, красующаяся в second-hand, поступает в Россию преимущественно из стран Западной Европы и США. Там представители Всемирной организации Красного Креста и работники социальных служб раздают специальные пакеты, в которые сознательные граждане складывают поношенную одежду. В Швейцарии, например, есть даже определенный день, когда по домам проходят люди и собирают заранее приготовленные вещи. Кроме того, на улицах устанавливаются специальные баки, куда можно выкидывать только одежду и обувь. Собранные вещи сортируют, дезинфицируют и продают оптовым фирмам, которые распродают их более мелким торговым предприятиям. Однако не все товары попадают на прилавки. Около 60% текстильного сырья из-за изношенности и непригодности перерабатывается. Из него изготавливают полиграфический картон, туалетную бумагу, набивку для мебели и шумоизоляцию для автомобилей(!). Еще 10-15% раздается в качестве благотворительной помощи домам-интернатам. А оставшиеся 25-30% одежды товарного вида распродают в "секонд-хендах". Но не все так плачевно. В самом центре Москвы, например, есть комиссионный магазин элитной одежды ("Мечта", кстати, называется!). Там можно увидеть (и купить!) вещи знаменитостей. Бывшие владельцы, скорее всего, надевали их не более десяти раз. Многие дорогие магазины по окончании сезона распродаж "сливают" новый, но не востребованный товар (с ценниками, запасными пуговичками и кусочками ткани) во "вторые руки". И ваши руки будут первыми, если вы станете счастливым обладателем вещей прошлой коллекции.
Теперь о первом впечатлении, то есть о запахе. Во всех таких магазинах стоит неприятный запах старых вещей. Случается, наверное, что товар лежит веками и тлеет, давая о себе знать подобным образом, но будем надеяться, что столичная цивилизация такого не допускает. Эти "благовония" не что иное, как не до конца выветрившиеся дезинфицирующие растворы. Или же запах пароформалиновых камер, где одежда проходит профилактику инфекционных заболеваний. Безусловно, на каждую партию товара выделяется сертификат санобработки одежды, но тем не менее не забудь постирать и просушить на свежем воздухе купленную вещь - химический газ для обработки б/у может вызвать аллергическую реакцию.
Места знать надо
По неопытности можно напороться на магазин, где горами навален всякий ширпотреб, который (складывается такое ощущение) обошел руки всех соседей в доме первого владельца. Естественно, здесь и выбрать нечего.
А есть second-handы, которые можно перепутать с бутиками в центре Нью-Йорка. Там продаются вещицы родом из Америки или Австралии, причем практически новые, а ветошью и не пахнет. Однако необходимо подружиться с продавцами, чтобы те сообщали дату привоза и откладывали для тебя все самое хорошее. В дни распродаж и завоза с самого утра в магазинах начинается столпотворение - все хотят урвать лучшие "куски" из "вторых рук".
Отличный пример - "Одежда по карману" - крупнейшая сеть sekond-handов в России. Сегодня в ее состав входят около 10 магазинов с единой системой продаж, разбросанных по всей Первопрестольной. Ежедневно в течение недели цены на вещи неуклонно снижаются. Но самый выгодный день покупки - среда, а вовсе не пятница или воскресенье, как можно было бы подумать. Скидки в этот день - от 33 до 66% от исходной цены. Каждый четверг обновляется 70% торгового ассортимента. Вторник и пятница - вынос эксклюзивного товара. А в понедельник - специальные скидки для пенсионеров. Кроме того, для постоянных покупателей действует дисконтная накопительная система.
О ценах и не только
"Красиво, модно, дешево" - привычная реклама секонд-хeнда. При входе висит прейскурант: 1 кг взрослой одежды - 300 руб., 1 кг детской - 170 руб. "Взвесьте, мне, пожалуйста, грамм восемьсот брюк", - забавно, не правда ли? Да, цены действительно смешные, но ценовая политика во всех магазинах разная. "Левые" секонды продают товар на вес. Солидные - оценивают каждую вещь. Цены варьируются от 50 рублей до 5 000, а скидки перед очередным завозом могут достигать 90%. Если, например, вещь в день завоза стоила 800 руб., через неделю ее можно купить за 90. Фирменные брюки в хорошем состоянии уходят за 150-170 руб., кожаная куртка - за 1500. Передо мной висят вещи из коллекции Вячеслава Зайцева, правда, четырехлетней давности. Какая-нибудь модница наденет такой сарафанчик за 2200 деревянных, а ведь четыре года назад он стоил 2200 у.е.
Во "вторых руках" можно найти все: от натуральных шуб, изысканных шляп и вечерних платьев до носков и трусов (что может заставить купить здесь трусы, понять я так и не смогла). Самая дорогая шубка стоит 3000 рублей. Друзья дали ценный совет: чтобы найти себе что-то подходящее, надо изрядно покопаться в куче мятых, порой даже рваных вещей. Засучив рукава, начинаю разгребать и примерять все, что радует глаз. То же самое делают другие клиенты магазина. Кстати, о клиентах.
Если ты думаешь, что посетители sekond-handов - малообеспеченные граждане, ты ошибаешься. Здесь можно увидеть людей с очень высоким достатком. Даже Барбара Стрейзанд одевалась в таких торговых точках. Не скрывает своего пристрастия к одежде "вторые руки" и Жанна Агузарова. Клиенты "секондов" - люди творческие, стильные, преимущественно - молодежь. Частенько сюда захаживают и крупные чиновники, профессора, певцы, звезды телевидения, кино и театра.
Second-hand - это огромный выбор одежды самых различных стилей и направлений (ретро, спорт, авангард, театр). Если повезет, можно найти качественные коллекционные вещи и даже вещи ручной работы.
Но, отправляясь за старыми "обновками", никогда не забывай, что твои руки могут оказаться не только первыми, но и третьими (четвертыми, пятыми и т.д.). Удачных покупок!
О том, что "sekond-hand" переводится с английского языка, как "вторые руки", и подразумевает поношенную одежду, знают практически все. Между тем, у этого названия интересная история. Начиная с ХVII века, у английских королей была традиция дарить верным вассалам свою одежду. А один из предметов гардероба - королевский плащ - передавался только во временное пользование за особые заслуги. Любимчик монарха, отмеченный таким почетным подарком с королевского плеча, становился его главным поверенным, то есть вторыми руками. Отсюда и пошло название магазинов "секонд хенд".