САММИТ "большой восьмерки" 2006 г. пройдет, скорее всего, в Петербурге. Об этом договорились в Канаде Владимир Путин и лидеры семи мировых держав. Запад продолжает оказывать России приятные знаки внимания, но при этом не идет ей навстречу по ключевым вопросам, считает руководитель программы "Постскриптум" на канале ТВЦ* Алексей ПУШКОВ.
В ОТНОШЕНИЯХ с М. Горбачевым, Б. Ельциным, а теперь и В. Путиным западные партнеры взяли на вооружение улыбки, похлопывания по плечу, встречи без галстуков в узком семейном кругу. А в обмен на дружбу - вещь ритуальную и виртуальную - получили реальные стратегические уступки.
Что конкретно приобрела Россия после 11 сентября? Да, статус страны с рыночной экономикой, что поможет нашей торговле с США. Но выгода от этого приобретения пока - всего около 1 млрд. долл.
Обещано ускоренное вступление во Всемирную торговую организацию. Тоже сомнительный подарок - вступив в ВТО сейчас, мы похороним значительную часть нашей промышленности, автомобилестроение, авиастроение, и сотни тысяч людей останутся без работы.
Подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Но этот документ позволяет американцам всего за час вернуть все свинченные боеголовки обратно на носители.
Не будем здесь говорить об американских базах в Центральной Азии, о крахе договора по ПРО. Есть вещи поважнее. Скажем, не решается вопрос о списании советских долгов. Хотя, например, когда Польша заявила о своей прозападной ориентации, ей немедленно простили 50% ее внешнего долга. А с России, ценного стратегического партнера по борьбе с мировым терроризмом, продолжают лицемерно драть по 15-18 млрд. долл. в год.
Западные союзники могли бы нас уважить и в другом болезненном вопросе - о расширении НАТО. Однако в ноябре альянс пополнится семью новыми членами, включая страны Балтии.
Сохранились и квоты на экспорт российской стали в США. И даже ископаемую поправку Джексона - Вэника там не отменили.
Одним из немногих достижений нашей внешней политики стала некая взаимная ревность Америки и Евросоюза к России. Помню, в 70-е годы в коридорах ООН гуляла шутка и рисунок к ней: когда слоны (имелись в виду СССР и США) занимаются любовью, они вытаптывают на поляне все живое. Вот и сейчас многие в ЕС обеспокоены, как бы новый российско-американский роман не ущемил европейские интересы. Хорошо, что за дружбу с нами идет такое соревнование. Остается только обратить его в свою пользу.
Например, при решении проблемы Калининграда. Конечно, можно понять доводы Евросоюза, отказавшего нам в транспортном коридоре до "малой земли" через Литву после ее вступления в ЕС. Можно понять и тайное желание некоторых западных политиков тихой сапой отдалить от нас Калининград. Возможно, нас вынуждают предоставить своему эксклаву статус свободной зоны - в качестве первого шага к его отторжению от России. Но я бы рискнул сыграть в эту игру: особый статус - в обмен на особый доступ к Калининграду. Надо попробовать превратить этот статус в плюс, но при этом cохранять область в качестве важной части России.
Лимит уступок Западу уже исчерпан.
* Редакция "АиФ" поздравляет программу "Постскриптум" с четырехлетием выхода в эфир.