Примерное время чтения: 7 минут
1502

"Жигули"- на-крови

ТОЛЬЯТТИ в 90-е годы превратился в настоящий российский Чикаго. В том смысле, что в криминальной битве за дележ АвтоВАЗа тогда погибло более 500 человек. Сейчас, казалось бы, стрелять не в кого. Те, кто выжил тогда, - пытаются жить мирно, уйдя в легальный бизнес или почти легальный. Однако спокойной жизни все равно не получается: на автогигант положили глаз бандиты других регионов. Не менее кровавые и жестокие, чем те, кого "положили" десять лет назад. В этом убедился наш корреспондент, побывав на волжской земле.

Аллея бандитской славы

В ТОЛЬЯТТИ кроме автогиганта, Ледового Дворца спорта, Спасо-Преображенского собора, похожего на храм Христа Спасителя, есть и другие достопримечательности. Это - "братские могилы", или, как еще их называют, памятники "крутым".

На центральном тольяттинском кладбище ко мне подошел небритый мужчина в обносках, со следами вечного похмелья: "Зови меня Семенычем, браток. Дашь на бутылку, расскажу, где кто похоронен".

Семеныч раньше работал здесь могильщиком, а теперь по причине постоянного нетрудоспособного состояния подрабатывает нештатным экскурсоводом. Он в сотый раз вспоминает, как в марте 1993 г. с коллегами буквально валились с ног, копая могилы двадцатилетним парням, делившим большие и малые деньги. За один месяц полегло 70 человек. Трупов было так много, что родилась версия о загадочном отряде "Белая стрела". Якобы сотрудники спецслужб сталкивают лбами лидеров преступного мира, провоцируя кровавые разборки. На самом деле свои убивали своих же...

- Вот это могилка Димы Большого, - кивает Семеныч. - Рядом с ним его телохранители.

Трехметровые гранитные стелы нацелены в небо. Могилы утопают в цветах...

- Диму Большого (в миру Дмитрия Рузляева) расстреляли весной 1998 года. В криминальных кругах его считали патриархом "волговской" братвы. Он принял эстафету от Александра Маслова, который был застрелен в ноябре 1992 г.

Из досье. С приходом Димы Большого волжские бандиты были объединены в мощную высокоорганизованную структуру. Отгрузка автомобилей с конвейеров ВАЗа полностью контролировалась его "бригадой" и конкурентами под предводительством Владимира Вдовина (Напарника). Их схема десятипроцентного, так называемого "черного отката" от оптовой партии (когда они получали 10% неучтенной налички) приносила баснословные доходы. Завод, по оценкам экспертов, за полгода от таких операций терял около 120 млн. долл.

Деньги должны были идти в воровской общак, но Напарник с Большим их не поделили, и пошло-поехало!

В мае 1994 г. прямо на стоянке напротив КПП N 17 Волжского автозавода люди Большого устроили перестрелку с бригадой Напарника. В итоге двое убиты, четверо ранены. Вдовин и Рузляев стали врагами, что вылилось в очередную волну заказных убийств.

- Время лечит, - пытается философствовать мой собеседник. - К могиле Большого частенько приезжают пацаны на вороных "меринах" ("мерседесах"). И Володя Вдовин цветочки привозит. Видать, смерть помирила.

Как правило, братва не скупится на то, чтобы похоронить дружков с большой помпой. Семеныч рассказал, что когда хоронили Андрея Мочалкина, коммерческого директора "волговских", то проститься с ним приехали не только авторитеты со всей страны, но и люди из аппарата губернатора Самары. На поминках бандиты озвучили, что изобретение аферы под названием "реэкспорт автомобилей", которое приписывают бывшему хозяину "ЛогоВАЗа" Борису Березовскому, на самом деле принадлежит Мочалкину. Суть заключалась в следующем: поскольку экспортные "Жигули" стоили в 2 раза ниже номинала, то на сотни тысяч машин оформлялись документы якобы для продажи их за границу. На самом деле их продавали в России. Естественно, территорию России автомобили не покидали, зато заводу доставалась лишь экспортная цена. Ежегодно на реэкспорте дилеры зарабатывали 150 млн. долл.

На могильной плите Мочалкин изображен сидящим за столом, заваленным бумагами. Лицо деловое, задумчивое...

Центральная аллея кладбища заставлена подобными обелисками. Кто-то изображен в полный рост, один с любимой собакой, другой с брелоком в руке от шестисотого "Мерседеса"... У подножия гранитной плиты какого-то авторитета красуется надпись: "Земле моя плоть. Душу принял Господь. Отмщение в руках его". Покой усопшего сторожит овчарка, которая, по словам Семеныча, уже 3 года не подпускает к хозяину незнакомых визитеров...

Между тем место отпетых священниками бандитов занимают новые претенденты. Криминальный Тольятти продолжает сеять смерть. Одна из разборок грозила перерасти в новую бойню.

Новые киллеры

- ЭЙ, БРАТАН! Тормози, разговор есть...

Тон фразы не сулил ничего хорошего. Даже для Рафика Шафигуллина, вора в законе. Как только возле АЗС "Рено" Рафика поравнялось с грязной "девяткой", из нее выскочили два человека и открыли огонь. Когда пороховой дым рассеялся, два охранника Шафигуллина лежали на асфальте, истекая кровью. Сам авторитет чудом уцелел. Его вывез из-под пуль личный шофер. Проехав сто метров, водитель скончался от тяжелых ран. В перестрелке погибли не только братки, но и мать двоих детей Людмила Сафонова.

Таких разборок в Тольятти не было уже лет пять. Покушения на авторитетов такого ранга, как правило, провоцируют волну криминальных событий: ответного удара и заказных убийств... Этого опасались в Самарской областной прокуратуре, в связи с чем следствию предстояло срочно выяснить: кому не угодил Рафик?

Из досье: Рафик Шафигуллин (Татарин) - уроженец Нижнекамска, 30 лет. Криминальную карьеру сделал в Димитровграде, где сформировал группу из бывших спортсменов. О "татаринской" бригаде очень быстро заговорили как о силе, способной взять под контроль теневой рынок в Тольятти с оборотом до 10 млн. долл. в месяц.

Мой собеседник, Равиль Ш., деловой партнер Шафигуллина, скупо делился своими соображениями:

- К Рафику приходили с разными предложениями: давай вложим деньги туда, сюда. Он отвечал: "Рынок давно поделен". И ни один из коммерческих проектов его не зацепил, кроме одного - поставки в Чечню стройматериалов на 100 млн. долл. Может, больше.

Якобы этот вопрос он обсуждал с одним чеченцем, депутатом Госдумы. Как потом выяснилось, авторитетной особе просто готовили ловушку. Чеченские бандиты, которые активно рвались на тольяттинский авторынок, приговорили Татарина к смерти, опасаясь его сговора с "крестными отцами" Тольятти: Даниуловым, Напарником, которые успешно легализовали свой бизнес по вывозу запчастей с АвтоВАЗа. Татарин зализывал раны, а его парни точили ножи, пригрозив неизвестным обидчикам сделать секир-башка...

А тем временем в Москве киллеры, некие В. Кабарь и И. Мозанов, на полученные гонорары (за каждого мертвеца по 3 тыс. долл.) кутили в кабаках, где хвастались дружкам своими подвигами. Убийцы признались, что работали по заказу чеченцев. На суде им вменялись, помимо покушения на Татарина, казнь заместителя начальника базы ГСМ ВАЗа Полеха, убийство главного редактора "Тольяттинского обозрения" Валерия Иванова... По совокупности преступлений Мозанову дали 20 лет, Кабарю - 22 года лишения свободы.

Послесловие. Я уезжал из Тольятти, когда в городе шел процесс над остатками "волговской" братвы. На скамье подсудимых - десять активных членов. На совести бандитов 17 заказных убийств. Среди которых начальник отдела по борьбе с бандитизмом тольяттинского УВД Огородников (за вклад по разгрому банды он награжден орденом Мужества), директор ЗАО "Электрон" В. Тюрин и другие известные в городе люди.

Будучи абсолютно уверенным в том, что все они получат по заслугам, я задал наивный вопрос старшему следователю прокуратуры Тольятти Игорю Якушину: "Можно праздновать победу над бандитами?" На что услышал: "АвтоВАЗ - такой лакомый кусок. А поскольку наша страна легко производит и воспроизводит бандитов - одних хоронит, других рожает, то не исключено, что разборкам еще долго не будет конца. Сейчас на заводе дышать стало легче, но есть поговорка: "Хочешь мира - готовься к войне".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно