КОГДА Анна КУРНИКОВА с пафосом в голосе говорила мне, что надо везде вкалывать, будь то на корте или на кухне, тогда обязательно добьешься своего, я думал: вот она, нью-сказка про золушку, в современной упаковке. Но стоило мне взглянуть на руки спортсменки после ее тренировки, весь мой скептицизм развеялся как дым. Все ладони теннисной принцессы были в содранных кровавых мозолях. Вот вам и красота по-американски...
Ругайте меня, ругайте!
- Анна, почему у многих сложилось негативное мнение о вас?
- Думаю, такое мнение сложилось не только обо мне, но и о многих российских спортсменах, уехавших за рубеж и получающих солидные деньги.
У нас такой вид спорта, что теннисисты все время на виду, а когда я приезжаю на турнир "Кубок Кремля", то меня отечественные журналисты атакуют со всех сторон. Если бы давала всем интервью, не хватило бы и 365 дней в году. Вот и приходится отказывать.
- Поэтому и пишут всякую околесицу?
- Не говорю, что ее высасывают из пальца. Любые вещи надо сделать интересными, будь то духи или газета, чтобы человек заинтересовался и купил их. Мне было смешно и досадно, когда раздули скандал о моей собаке: я перелетала и не сдала в багажное отделение щеночка добермана. И сразу газетчики написали, какое чудовище я везу, вот только промахнулись, у меня он карликовый и может поместиться в дамской сумке.
- Вас сравнивают с принцессой Ди. Как Анне живется в Диановой шкуре?
- Никто не запрещает им снимать меня на кортах, стадионах. Но иногда очень надоедают. Идешь с друзьями или просто отдыхаешь, а папарацци назойливо тебя "отстреливают". Тогда начинаешь защищаться, надеваешь панцирь. Очень много неправды ходит обо мне.
- Все же почему вокруг вашего имени все время такие неожиданные всполохи происходят?
- Правда, не знаю. Я не люблю разговаривать про свою личную жизнь, тем более рассказывать какие-то детали.
- Но откуда же ноги растут? Вот с Павлом Буре вы "помолвились", "размолвились"...
- Приехав сюда, в Москву, я специально посмотрела русскую прессу. Мне так интересно, что пишут про всяких звезд, все по какому-то шаблону: люди женятся, живут несколько лет, детей рожают, а в итоге оказывается, что это сделано умышленно - ради пиаровского трюка.
- Вы можете поставить барьер?
- Я хорошо знаю, где мое личное, а где нет. Думаю, что если вся моя жизнь была нараспашку, было бы очень трудно жить. Короче, могу постоять за право на свою личную жизнь.
- Домыслы не прессингуют психику?
- Настолько привыкла ко всему этому, что уже и не обращаю внимания. И действую по формуле: "Ругайте меня, ругайте. Когда ругают - везет".
- Аня, вам, наверное, завидуют люди.
- Наверное, да. Но никто не знает, сколько за этим стоит работы.
Амазонка со "Спартака"
- А безоблачное детство было?
- Да еще какое! И думаю, что лучшего детства у меня просто не могло быть. Я общалась с детьми, играла, была азартной, не могла усидеть и пяти минут.
- Детский труд - хорошо?
- Тогда я не думала, что для меня это тяжкий труд. Теннис был удовольствием, весельем.
- И куклы были?
- И в куклы, и в Барби играла. Их у меня было достаточно много. Я была таким же обыкновенным ребенком, как и все, ничего сверхъестественного. Кроме того, что я с утра до вечера могла играть в теннис под руководством тренера Ларисы Дмитриевны Преображенской. На спартаковских кортах в Сокольниках у нас на Ширяевке всегда очень добрая и хорошая аура.
- Знаменитым "спартаковским" кортам в этом году сто лет. Вы как-то помогаете своему клубу?
- Когда я в Москве, то езжу туда каждый день. Дерево там на теннисной аллее посадила. Финансами давно помогаю. Сказали: "Нужен трактор". О'кей, купила, в хозяйстве пригодится.
- Аня, вы как-то сказали, что спите с мягкой игрушкой.
- Мне года три назад подарили плюшевую собаку. Она такая большая, с ней было засыпать очень уютно.
- Как-то не вяжется такая детскость и непринужденность с образом секс-символа.
- Стоп! Никакой я не секс-символ и быть им не хочу. Если вокруг моего имени раздувается нездоровый интерес, то это делают просто нечистоплотные люди.
Мое дело - теннис
- Не удручает ли вас, что в вашей теннисной карьере нет ни одного выигранного турнира?
- Мне всего 19 лет, и я стабильно закрепилась в двадцатке. У меня были такие результаты, каких не было ни у кого из русских. Твердо знаю, что если буду работать, то со временем придет победа.
- Но планы есть?
- Нужна солидная работа, нужно, чтобы подфартило, много факторов должно сложиться вместе, чтобы ты "стрельнула". Например, Хингис свой первый турнир "Большого шлема" выиграла в 16 лет, Дэвенпорт - в 22, а Новотна - в 29.
- Женский теннис стал настолько тяжелым. И у вас травм хватает, и все какие-то нелепые.
- За счет того, что мы постоянно на ногах, постоянно на мысочках прыгаем, очень тяжелое покрытие на кортах и, естественно, все отдается в ноги. У всех: Селеш, Дэвенпорт, Хингис - трещины в ногах, и у меня они в обеих. Также связки руки у меня оборваны.
- На прошлом "Кубке Кремля" вы допустили рекордное количество ошибок на подаче - 26. И вас сразу прозвали "мисс двойная ошибка". Это так?
- У нас могут еще и не так назвать. Это было тоже следствие травмы. Я не играла три месяца, тренировалась левой рукой, вот и подача пропала.
- Спорт - вообще штука жестокая, это не богадельня. Себя иногда не жалеете, не говорите: зачем мне все это нужно? И не хочется ли уйти из этой большой гонки?
- Как уйти? Это же спорт! Я профессиональный атлет и должна себя уметь нагружать и так восстанавливать, чтобы не было травм.
- Вот Хингис и по боксерской груше колотит, и футбольный мяч гоняет, и на лошади скачет. А вы?
- Нет, мне тенниса хватает. Я больше люблю книги читать, музыку слушать. Обожаю классику, но по времени не удается, для нее надо расслабиться, отойти от современного ритма жизни. Поэтому чаще слушаю современную быструю музыку - она стимулирует.
- А на дискотеки ходите?
- Совсем нет. Так изматываюсь на тренировках, что не до танцев.
- Анюта, вы такая грациозная - и не танцуете. Вам бы в балерины в Большой...
- Ха-ха-ха. Ну и смотрелась бы как корова. На дискотеки ходить трудно, танец энергии много отнимает. Да и к тому же ночью надо спать. Вот это мое. У меня вообще хронический недосып. По-настоящему восстанавливаюсь только сном.
- Многие люди на земле знают о России благодаря вам. Вы ее новое лицо. А у вас самой какое чувство к Родине?
- И скучаю, и переживаю за нее. Вот сюда приехали, остановились, конечно же, дома. Думаете, просто целый год ездить по гостиницам? Очень трудно при всей кажущейся привлекательности.
От кочевой жизни страшно устаю.
- Теннисисты - суеверные люди?
- За всех говорить не могу. Граф, Уильямс и я по гороскопу Близнецы, и нам присущ рациональный подход к жизни. Не думаю, что приметы могут повлиять на ход поединка. К тому же я верю в Бога, а все приметы от лукавого. Когда бываю в России, хожу в храм в Сокольниках.
- Вы себя любите, Аня?
- Я думаю, что каждый человек, если он человек, себя любит и уважает.
- А нравитесь себе?
- Иногда утром лучше на меня не смотреть (смеется).
- Ну, в вас вроде бы все идеально...
- Вот про это давайте не будем говорить. А если вы меня провоцируете, то я на это не поддамся. Не волнуйтесь.
- Я не волнуюсь, хотя и волнуюсь... "Красота - это страшная сила!"
- Не думаю, что это имеет значение, скажем, в важных делах. Это может помочь в Голливуде.
- Как вы следите за собой?
- Да никак. Сделала пучок и пошла играть.
- А на "фабрике грез" вам предлагали сниматься?
- Предложения были. Но я профессиональная спортсменка, и актерская карьера мне пока совсем не нужна.
- Вы завидуете кому-либо из спортсменок?
- Нет. Потому что знаю, что работаю честно. Добилась всего того, чего хочу, и уверена, что, если каждый человек добросовестно работает, он добьется того, чего заслуживает.
Я вкалывала всю сознательную жизнь, чтобы быть в большом теннисе. И поэтому не хотела бы загадывать, сколько еще буду выходить на корт. Посмотрим, как будет со здоровьем. А на пенсию мне еще рановато.