Спросите любого недавнего выпускника школы - что он помнит из курса информатики? В лучшем случае, как под руководством учителя рисовал домик на экране компьютера. А многим и вовсе нечего вспомнить. Не было у них в школе компьютеров и информатику им преподавали устно, при помощи одних только доски и мела.
1 сентября президент Путин заехал в обычную деревеньку Самарской области и заявил, что правительство выделяет миллиард рублей на компьютеризацию сельских школ. В связи с этим Министерство образования до 20 ноября должно представить проект поэтапной реформы компьютеризации школ. Но возникает вопрос: не будут ли эти деньги пущены на ветер, потому что финансирование еще не решает все проблемы, связанные с реализацией такого мощного проекта?
"Латынь" в 30 лет
Те, кто преподает информатику сегодня, знают о компьютерах порой меньше, чем ученики. Предоставить каждому общеобразовательному заведению по новому учителю - просто невозможно.
Старым же тяжело осваивать с азов то, чем они никогда в жизни не занимались. Когда-то однокашники смеялись над Ломоносовым, мол, в 30 лет латынь изучать поздновато. И только упорство и сила духа сделали его ученым первой величины. Много ли терпения найдется в среде учителей периферийных школ, чтобы постичь заумную компьютерную грамоту?
Минобразования видит выход в том, чтобы направлять в школы инструкторов (тьюторов), которые будут передавать свой опыт от высшего звена к низшему: столичные тьюторы научат областников, областники - районников, а те в свою очередь учителей школ и деревень. Кроме того, уже сейчас созданы центры Интернет-образования. До 2005 года в них планируется обучить около 280 тысяч учителей.
Денег много не бывает
Что мы имеем? В России 68 тысяч школ. Только половина имеет компьютеры. В Москве картина суперидеальная: в среднем на двоих учеников приходится по одному компьютеру (включая домашние). 2/3 сельских школ, а всего их у нас 46 тысяч, вообще не имеют ни одного компьютера. Из них 27 тысяч - начальные школы.
Хватит ли выделенного миллиарда рублей? .Не хватит и двух, - заявил начальник отдела образования при правительстве РФ Геннадий Васин, - это только на покупку .железа.. На два следующих года планируется истратить не менее 10 миллиардов.. Сам министр образования и некоторые депутаты утверждают, что на все реально необходим миллиард долларов, а не рублей. Ибо деньги нужны, кроме как на технику, еще на сервисное и программное обслуживание машин, подключение к Интернету и переквалификацию педагогов.
Правительство обязуется израсходовать выделенные деньги на паритетных началах. То есть с индивидуальным подходом к каждому региону, чтоб никому обидно не было. Далеко не каждая сельская школа готова к компьютеризации, и регионы не все дотационные. Нетрудно догадаться, что руководителям на местах придется еще поломать голову над проблемой поиска дополнительных средств. Дело в том, что сельские школы в отличие от городских требуют затрат на компьютеризацию в 2-3 раза больше. Техника им нужна по последнему слову, чтобы долго не ломалась. А к ней, учитывая специфику обучения в глубинке, - особые программы, охватывающие почти все школьные предметы.
Наше "железо" лучше?
Какую технику и где собираются покупать компьютерные реформаторы? Сейчас уже пущен в ход механизм поиска компаний, которые смогут осилить поставку, сборку, обслуживание и ремонт техники, программное обеспечение и одновременно переобучение учителей. Объявлен конкурс (тендер). И пошли разговоры о том, что нужно объявить таможенные льготы для иностранных производителей компьютерной техники. Планируется в каждом регионе создать дифференцированный подход к затратам. Например, на Дальнем Востоке поставками может заняться Тайвань или Китай - и техника дешевая, и непосредственное соседство снизит затраты на транспортировку. Уже ведутся переговоры с европейскими производителями, готовыми начать оптовые поставки в центральные регионы России.
Но почему-то все забыли о том, что в России на сегодняшний день существует порядка 10 тысяч фирм, занимающихся сборкой (производством) и обслуживанием компьютеров. Так зачем же нам вновь отправлять деньги за границу? Не проще ли вложить такие глобальные инвестиции в развитие нашей экономики? Тем более это позволит создать десятки тысяч новых рабочих мест, столь актуальных в условиях нынешней безработицы.
До сих пор не наблюдалось серьезного интереса крупных западных фирм к тому, чтобы принять участие в оснащении наших школ компьютерами. Главным образом это объясняется тем, что .школьные. компьютеры не приносят сверхприбылей. Сейчас ситуация такова, что около 80% компьютеров, подходящих по цене и техническим характеристикам для школ, производится в России.
Возникнет еще одна проблема. Компьютеры имеют обыкновение выходить из строя или просто устаревать. Их установка, обслуживание, оснащение программными продуктами, модернизация и ремонт составляют от 30 до 45% от всего проекта компьютеризации школ. Но западные специалисты вряд ли поедут в какой-нибудь маленький российский городок, чтобы чинить технику. Значит, эти обязанности лягут на плечи российских компаний. И им будет гораздо проще работать с той техникой, которая была произведена у нас. И проще будет добираться до отдаленных пользователей - ведь все 10 тысяч фирм равномерно распределены по стране.
Безусловно, компьютеризация образования нужна. Лишь бы это не обернулось в итоге очередным политическим фарсом. Пока правительство обещает не ограничиваться миллиардом, а в течение четырех лет выделять деньги на компьютеризацию. Будем надеяться, что так оно и будет.