Примерное время чтения: 4 минуты
231

Чем богаты богатые и бедные

КАК отличить богатого от бедного? Социологи считают, что зарплата - показатель ненадежный. "Каждый десятый россиянин просто отказывается обсуждать свои доходы, - говорит специалист Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Марина Красильникова. Зато о телевизорах и видеокамерах беседуют охотнее". Ученые решили оценить уровень жизни не по денежной наличности, а по наличию в семье автомобилей, бытовой техники и прочим крупным покупкам.

Дача и авто - не роскошь

КРУПНЫЕ и дорогие вещи тоже бывают разные. И дело не только в цене. Холодильник, например, втрое дороже телевизора. Однако в семьях он встречается в полтора раза чаще, чем голубой экран. Просто питание - потребность куда более насущная, чем зрелища.

Автомобиль, домик в деревне - тоже, оказывается, не показатель. Большая часть этого богатства была куплена нашими соотечественниками до перестройки. А тогда это было связано не с доходами, а со статусом. На душу населения у тех, кто победнее, дач и автомобилей не меньше, чем у людей обеспеченных. Например, участок земли есть у половины бедных и только у четверти богатых. "Фазенда" - у 28% "старых" русских и - 38% "новых". 22% высокообеспеченных и 12% низко- ездят на подержанных авто. А 2,5% бедных даже имеют новые машины.

Во ВЦИОМе попытались выстроить иерархию наших крупных приобретений в зависимости от роста потребностей, возможностей и желаний.

Прожиточный минимум - это пылесос и телевизор. Правда, пылесос почему-то начал сдавать позиции (пять лет назад им могли похвастаться две трети опрошенных, сейчас - только 58%). Однако телевизор уступать не собирается: он к услугам 80% россиян. Телевизор имеют даже те, у кого больше никакой техники нет. Пять лет назад, когда ученые обследовали семьи, где есть только одна дорогая вещь, лишь в 35 случаях из 100 это оказывался телевизор. Сейчас - в 80 случаях. Социологи объясняют все просто: "ящик" - это два в одном, информация плюс досуг. Особенно для тех, у кого много свободного времени (а бедные - как раз такие люди) и ни на какой другой досуг денег нет.

Товары среднего достатка - видеомагнитофон, стереосистема, фотоаппарат, миксер, электродрель. Их покупают, когда появляются деньги. Между собой эти товары тоже выстраиваются в очередь: мечты сбываются не разом. Сначала видеомагнитофон, потом фотоаппарат. Дальше низший слой среднего класса предпочитает иметь миксер и дрель. Высший слой - стереосистему. Дело опять же не в деньгах. "Скорее, возрастные различия, - считают во ВЦИОМе. - Люди покупают то, о чем давно мечтали. Низший слой среднего класса - постарше. Те, кто побогаче, - помоложе". Как бы то ни было, благосостояние растет, растут и запросы. Пять лет назад в группе среднего достатка самым популярным товаром был миксер, теперь - видеомагнитофон.

Наконец, "роскошь" - это микроволновая печь, морозильная камера, компьютер, СD-проигрыватель и новый автомобиль. По ним, кстати, рост благосостояния заметен больше всего.

Если сравнить данные 2000 года с данными 5-летней давности, то миксерами в России по-прежнему владеет каждый четвертый, фотоаппарат есть у трети россиян. Тут особых изменений не произошло. Зато прибавили "в весе" морозильная камера (есть у 7% опрошенных) и микроволновая печь (4%). Владельцев видеомагнитофонов стало больше вдвое (30% семей), видеокамер - в 3 раза (в 1995 г. делать фильмы мог только 1 человек из 100, сейчас - 3). Компьютеров - в 5-6 (в 5% семей есть компьютер). У каждого пятого - автомобиль.

Остатки былого

А ВООБЩЕ, парк "нашей роскоши" очень древний. За вторую половину 90-х годов большей части россиян довелось приобрести только одну какую-нибудь вещь - чаще всего тот самый цветной телевизор. Даже среди высокодоходных граждан каждый третий уже пять лет ничем себя не тешит. Или, может, скрывает?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно