ПРИЕЗД Иоанна Павла II в Киев и Львов, где он собрал сотни тысяч паломников, а до этого в Грецию вызвал резко негативную реакцию Русской православной церкви (РПЦ). Патриарх Алексий II недвусмысленно дал понять, что приезд главы католиков в колыбель православия без его согласия - это вызов. По всей Украине прошли антипапские манифестации. Говорят, что в Рим с конфиденциальной миссией тайно выезжал премьер-министр М. Касьянов, надеясь убедить Ватикан не торопиться с визитом.
Почему же все-таки глава Ватикана приехал на Украину? Каковы истоки векового конфликта между католиками и православными? Есть ли перспективы улучшения отношений между РПЦ и Ватиканом?
"АРГУМЕНТЫ и факты" устроили в редакции встречу трех бывших послов России в Ватикане: Юрия Карлова, Вячеслава Костикова и Геннадия Уранова. В дискуссии принял участие член Отдела внешних сношений РПЦ, бывший представитель РПЦ при патриархе Антиохийском и Всего Востока архимандрит Иосиф (Пустовутов). Так какие же проблемы они посчитали наиболее важными?
С Богом по "мобильнику"?
МЕЖДУ Русской православной церковью (РПЦ) и Ватиканом существуют вековые противоречия. Хотя обе ветви христианства произрастают из одного корня. Великий раскол формально произошел в 1054 году. Но рядовые верующие до сих пор в большинстве своем не понимают, в чем суть вражды. Ведь у католиков и православных общая вера в единого Бога, Святую Троицу, общее "политбюро" апостолов, общая вера в Святое причастие. Разница в некоторых обрядах, в богословских нюансах. Но ведь не зря говорят: "Дьявол - в мелочах".
В Ватикане утверждают, что Иисус Христос вручил апостолу Петру ключи от рая, а Папа Римский является прямым наместником Петра на земле со штаб-квартирой в Ватикане. Отсюда и претензия Ватикана быть во главе всех христианских церквей. Получается, что Папа Римский говорит с Богом по "мобильнику", а Патриарх Московский - через коммутатор.
Русская православная церковь такого первенства не признает. Иван Грозный даже предпринял попытку "уравновесить" московского патриарха с главой католиков. При разговоре с папским посланцем он заявил: "Мы православие получили не от греков, а от Андрея Первозванного".
Сколько дивизий у Папы Римского?
ВЛИЯНИЕ Ватикана основывается не столько на спорных догмах, сколько на реальном соотношении сил. Сталин в шутку как-то спросил: "А сколько у Ватикана дивизий?" Настоящие "дивизии" Ватикана - это не сотня швейцарских гвардейцев, охраняющих папский дворец, а миллиард католиков по всему миру, в том числе около 200 млн. в Азии и Африке.
"Боевой авангард" Папы Римского - это около 2 млн. священнослужителей. "Сторожевые башни" католицизма - это 2 тысячи монашеских орденов. Это своего рода "спецслужбы" Ватикана. Но общей задачей для всех католических священнослужителей является "сбор и распространение информации". Руководство Ватикана является одним из самых информированных в мире. В. Путин и Дж. Буш, наверное, могли бы позавидовать "агентурной сети" Иоанна Павла II.
И все это финансируется не по "остаточному принципу", а из бюджета, истинные размеры которого известны лишь 2-3 лицам "ближайшего окружения". Помимо огромной недвижимости по всему миру и несметных художественных ценностей в музеях Ватикана папские казначеи обладают пакетами акций в крупнейших компаниях мира и ведут игру на мировых финансовых рынках. Финансовые дела Ватикана - один из самых тщательно охраняемых секретов мира. И никакой бюджетной прозрачности. Ведь Ватикан - это абсолютная теократическая монархия на территории в 40 гектаров, а сам Папа Римский является одновременно главой всех ветвей власти.
Ограниченный контингент
МОЖНО сказать, что в России находится лишь "ограниченный католический контингент". По официальным данным - 600 тыс., а по неофициальным - 1,5 млн. католиков. На самом деле после распада СССР число католиков в России даже сократилось: часть оказалась в ближнем зарубежье, в основном в странах Балтии. Основная масса немцев-католиков уехала в объединенную Германию.
Верхушку РПЦ волнует не столько число католиков в России, сколько сеть католических организаций и приходов, которая по разветвленности и активности не соответствует числу католиков. В Патриархии полагают, что это своего рода "мобилизационные структуры", которые в благоприятных условиях могут быстро развертываться в "боевые порядки". Сейчас в России 220 католических приходов.
У страха глаза велики
ОДНАКО даже аналитики, близкие к Московской патриархии, считают, что опасения православных иерархов преувеличены. Традиции православия и русской культуры столь глубоки и столь тесно переплетены, что опасности взрыва католицизма не существует. Редкие случаи перехода в католицизм скорее явление протеста: часть либеральной интеллигенции недовольна "оцерковлением государства", "официальным православием", нежеланием учитывать реалии XXI века.
Опасения отчасти связаны с тем, что новое поколение российских политиков склонно переоценивать влияние Ватикана. Среди демократов распространен миф о том, что Ватикан одержал победу над коммунизмом. В Ватикане перебывала вся верхушка российских политиков: Черномырдин, Примаков, Селезнев, Касьянов. В Ватикан рвутся наши депутаты, губернаторы, "представители общественности". "Заглянуть к Папе" стало частью политического туризма. Святой престол и в особенности Иоанн Павел II действительно делали все возможное, чтобы похоронить "тоталитарный атеизм". Но коммунизм пал под тяжестью собственных противоречий. В Ватикане признают, что коллапс советской власти стал для них таким же сюрпризом, как и для всей Европы.
Раздражающий фактор
РПЦ раздражает не столько количество католиков, сколько агрессивный стиль "внедрения". Не нравится их проникновение в среду студенчества, активное распространение католической литературы. Не способствует доверию и то, что в католические приходы Ватикан демонстративно назначает иностранцев, чаще всего поляков. К тому же "привозные ксендзы" никак не могут освоить "местные обычаи и нравы" и нередко ведут себя бестактно. Напористость Ватикана провоцирует консервативные тенденции в РПЦ.
Но самая большая обида последних лет - это захват униатами православных храмов на Западной Украине. Униаты оправдываются тем, что эти же храмы были в свое время "конфискованы" у греко-католиков. Частично это соответствует истине. Но храмы конфисковывались не православными священниками, а по приказу сталинского Политбюро ЦК КПСС. Священников фактически заставляли служить в "перепрофилированных" церквях. А отказаться было невозможно. Выбор в те времена был прост: либо расстрел, либо лагеря.
Эта проблема, наверное, могла бы стать темой переговоров и компромиссов. Но католики повели себя агрессивно, часто не оценивая возможных последствий.
При сводничестве Ватикана...
В ИСТОРИИ связей Москвы и Ватикана больше мрачных, чем светлых страниц. Ливонские войны, нашествие поляков на Москву, походы Тевтонского и Ливонского орденов под католическими знаменами. А в свою очередь именно за победы над католиками Русская церковь возвела князя Александра Невского в ранг святых.
Окно в Россию для католиков приоткрыл Петр I: ему нужны были строители, мастера, инженеры, ученые. Вслед за ними приехали и "инженеры человеческих душ". Появились первые католические церкви. Но в них могли ходить только иностранцы. Были и другие меры предосторожности. В 1769 году был принят екатерининский регламент, который запрещал обращение православных в католицизм ("прозелитизм"). Первое представительство России при Ватикане было аккредитовано лишь в 1817 году, после победы над Наполеоном. Тогда Россия стала ощущать себя мощной европейской державой и "вникать" в европейскую политику. В 1845 году император Николай I впервые в истории русской монархии посетил Рим и дважды встречался с папой Григорием XVI. При царском дворе Ватикан уже имел свое малочисленное, но достаточно влиятельное "лобби".
Впервые вопрос: "Почему бы России не иметь в качестве союзницы огромную моральную силу Святого престола?" - был напрямую поднят папой Львом XIII во время встречи с российским министром-резидентом при Святом престоле А. П. Извольским. "Римская курия - союзник России в достижении ею своих международных целей в Европе и, в частности, на Балканском полуострове", - говорил он. Это был реальный стимул, и межгосударственные отношения стали улучшаться. При последнем русском царе Николае II впервые был назначен официальный посланник царя при Папе Римском. Но межцерковные отношения оставались холодными и подозрительными. Московских иерархов отталкивало и отталкивает то, что Ватикан никогда не хотел дружить на равных.
Подвиг коммуниста
ПРИШЕДШИЕ к власти в 1917 году коммунисты в свойственной им манере все упрощать упростили и отношения между православными и католиками. Католиков изгнали (несколько иезуитов, впрочем, остались тайно), а Православную церковь сделали одним из "винтиков" "миролюбивой политики" СССР. Церкви взрывали, невзирая на то, какой на ней крест - православный или католический. В начале 20-х годов во время страшного голода в Поволжье Ватикан попытался сделать жест доброй воли: оказать помощь голодающим. Но Ленин не пустил папского легата Ратти в Москву. Католиков окончательно изгнали из России в 1937 году. "Ватиканский вопрос" был решен по-сталински: нет католиков - нет проблемы. С тех пор у православных в России фактически не было опыта сосуществования с католиками. И это сказывается сегодня.
Проблему вернул другой коммунист - М. С. Горбачев. На волне "нового мышления" началась подготовка к его визиту в Ватикан. Отъезжавшему в Ватикан первому послу Ю. Карлову в Международном отделе ЦК КПСС дали установку: "Главная задача - развести визит с очередным съездом КПСС". Ответный визит Папы Римского готовился за спиной Православной церкви. Причем Папа очень торопился. "Агентура" Ватикана сообщала (как оказалось, совершенно точно), что "перестройка летит в тартарары" и у "Горби" большие проблемы. Дипломатические отношения между Россией и Ватиканом были установлены буквально на излете перестройки. В последнем послании Иоанну Павлу II Горбачев обозначил и дату визита - июль 1991 года. В срок не уложились, а через месяц грянул путч. Визит, естественно, был "заморожен". Но в приоткрытую дверь ринулся Б. Н. Ельцин, очень завидовавший успеху Горбачева на Западе. Ельцин вышел из КПСС буквально за несколько месяцев до встречи с Иоанном Павлом II.
Ватиканский алгоритм В. Путина
В. В. ПУТИН тоже побывал в Ватикане. Источники в Кремле говорят, что В. Путин сам инициировал встречу с Иоанном Павлом II. В конфиденциальной записке, подготовленной для него к беседам в Ватикане, содержится перечень вопросов, по которым Россия могла бы рассчитывать на поддержку Ватикана.
Папская дипломатия весьма сдержанно относится к расширению НАТО на Восток. В Ватикане считают, что Восточная Европа должна сохранить самобытность, а не быть "космополитической тенью НАТО". Ватикан выступает против чрезмерного использования силы при разрешении межэтнических конфликтов. Вспомним, что Иоанн Павел II осудил натовские бомбардировки Югославии. Он поддерживает идею создания системы европейской безопасности в формуле, близкой к позиции России. Важным полем сотрудничества между Москвой и Ватиканом могла бы стать борьба с международным терроризмом и исламским фундаментализмом. Ватикан очень озабочен распространением наркотической чумы, особенно в среде молодежи, распадом семьи, ростом числа абортов.
Ватикан, безусловно, отстаивает свои интересы, но при столкновении с глобальными опасностями рассматривал и рассматривает Россию в качестве союзника. Так же, как это было в XV веке, когда Ватикан способствовал судьбоносному для России браку Ивана III c племянницей последнего константинопольского императора Софьей Палеолог. Тогда интерес Ватикана был в том, чтобы совместно противостоять продвижению сарацин. Сегодня мы сталкиваемся со схожей опасностью в лице мусульманского фундаментализма.
Но В. Путину приходится действовать крайне осторожно. РПЦ очень ревниво относится к поездкам лидеров страны в Ватикан, опасаясь, что там будут даны "опасные" обещания, подобные тем, что выдавал Горбачев. В силу этого В. Путин уклонился от приглашения Иоанна Павла II в Россию. В беседах с понтификом он использовал изощренную формулу, придуманную для Горбачева совместными усилиями Международного отдела ЦК КПСС и КГБ: "Наши отношения с Ватиканом - это отношения в треугольнике - государство - Ватикан - РПЦ". Иоанн Павел II это понимает. Понимает и то, что сегодня условий для его визита в Москву нет. И тем не менее самим фактом встречи с главой Римско-католической церкви в первые же месяцы своего президентства В. Путин, безусловно, дал сигнал, что он хотел бы видеть движение в отношениях между РПЦ и Ватиканом.
Крест свободы
РУССКУЮ православную церковь часто упрекают в нежелании выстраивать отношения с Ватиканом. Но проблема стоит шире. РПЦ нуждается в серьезных реформах. А их практически нет. Службы ведутся на старославянском языке. Священники до сих пор говорят "живот" вместо "жизнь". Люди молятся, не понимая смысла службы. Старушки начинают креститься, лишь когда батюшка произносит понятное - "Господи, помилуй" и "Господу помолимся".
Главной преградой к реформированию является острая нехватка современных кадров. После 1991 года церкви вернули тысячи храмов, открылось 12 тысяч новых приходов, а образованных священников мало. Часто вынуждены брать случайных людей. Это роняет авторитет церкви. На последнюю встречу Иоанна Павла II с молодежью со всей Европы в Рим приехало 2 миллиона молодых людей, в большинстве своем студенты. Православная церковь пока не может найти ключи к сердцу молодежи. Молодежь воспринимает ее скорее как музей православной культуры, а не современную организацию.
Многие проблемы РПЦ связаны с наследием тоталитарного государства, в котором подавлялось все, в том числе и церковная инициатива. Церковь была вынуждена принимать тяжелые условия "сосуществования" с атеистической властью. Но, получив свободу, она растерялась и, по сути, не знает, как и куда нести свой крест. Сегодня РПЦ чем-то напоминает КПРФ с ее стареющей клиентурой и ортодоксальным ЦК. Видимо, не случайно она не без удовлетворения принимает ухаживания коммунистов.
Живот или смерть
ЧТОБЫ быть востребованной в современном обществе, Церковь должна двигаться. В церковной внешней политике действуют те же жесткие законы, что и в светской дипломатии. Учитывают не эмоции, не исторические обиды, а реальное соотношение экономических и финансовых сил, "число дивизий". По счету Сталина, Ватикан имеет в десятки раз больше дивизий, чем Русская православная церковь. В. Путин поехал в Любляну договариваться с Дж. Бушем, четко понимая, что соотношение сил не в пользу России. Но поехал. Двум "Церквям-сестрам" - католической и православной - нужны свои Хельсинки, своя Любляна, где два великих духовных лидера смогли бы начать диалог. Но, похоже, РПЦ к этому не готова.
Спор о том, "кто держит Бога за бороду", продолжается.