ПОКА никто не может предсказать, чем закончится суд над Слободаном Милошевичем в Гааге и как долго 60-летнему бывшему президенту Югославии придется обходиться без любимых им дорогих сигар и шотландского виски. Его арестовали в Белграде осенью 2001 года и через два месяца, выкрав, тайно вывезли из Югославии, чтобы передать в руки Карлы дель Понте.
"МЫ напишем свою историю югославского конфликта", - заявила она, раскрыв тем самым тайный смысл трибунала: переписать историю агрессии США и НАТО против Югославии, обвинив во всем одного человека.
В чем его вина
СУД судорожно ищет доказательств. "Однако обвинения в геноциде в Косово документально не подтверждаются", - говорит директор Института славяноведения, член-корреспондент Академии наук Владимир Волков. - "Доказательства" Карлы дель Понте строятся на преступной инсценировке. 40 трупов убитых в бою албанских боевиков были переодеты в гражданскую одежду в окрестностях села Рачек в Косово и представлены как жертвы среди мирного населения. Независимая финская комиссия опровергла эту вопиющую ложь". Тем не менее именно она послужила "основанием" для начала 78-дневных бомбардировок НАТО, во время которых было убито 2,5 тысячи человек. Нанесен ущерб почти в 100 млрд. долларов.
"Карла дель Понте подменяет понятия: жертв гражданской войны пытается представить жертвами геноцида", - считает доктор исторических наук Константин Никифоров, входивший во времена югославского кризиса в группу помощников президента Ельцина.
В самой Югославии и в огромной сербской диаспоре у Милошевича мало защитников."Нам не за что благодарить Милошевича, - говорит вице-президент Демократической партии сербской диаспоры Душко Перович. - Он установил в Югославии диктатуру".
Еще в 1991 г. накануне ГКЧП Слободан посылал в Москву своего министра обороны В. Кадиевича с просьбой о военной помощи в борьбе с крепнущей демоппозицией. Фактически Милошевич планировал устроить в Белграде путч наподобие ГКЧП. Тайная встреча с Язовым проходила ночью на конспиративной квартире Министерства обороны. Язов отказал.
"Милошевич виноват перед своим народом в превышении власти, в том, что породил криминальную экономику. Судить его надо не в Гааге, а в Белграде - за преступления против собственного народа",- говорит Д. Перович. Сходной точки зрения придерживается и нынешний президент Югославии Воислав Коштуница. "Суд в Гааге - это просто извращение истории", - заявил он.
В Югославии считают, что европейцы "кинули" Белград дважды. Когда встали на сторону албанских националистов и мусульманских боевиков и когда обманули с финансовой помощью. Требуя выдачи Милошевича, западные политики обещали за его голову 1,5 млрд. долларов. "Где деньги?" - вопрошает сегодня премьер Сербии Зоран Джинджич, виновный в тайной выдаче Милошевича.
Тактика Димитрова
НА ТАКОМ фоне изощренный политик Слободан Милошевич расчетливо занял позу обвиняющего. Как и Борис Ельцин, он не любил оставлять автографов на распоряжениях, носящих деликатный характер. И сейчас исходит из того, что у обвинителей нет в руках ни одного документа, которые изобличали бы его в преступных приказах.
Милошевич применяет тактику, которую использовал болгарский коммунист Георгий Димитров на процессе в связи с фальшивым обвинением в поджоге немецкого рейхстага. Из обвиняемого он хочет стать обвинителем. Но поможет ли эта тактика? Ведь в Белграде под арестом находится бывший шеф службы безопасности Сербии Раде Маркович. Это ключевой человек для процесса. Он знает очень много, но пока молчит. Отдадут ли его Карле дель Понте, как выдали Милошевича?
Обвинители фактически не скрывают, что приговор предрешен. Ведь если Милошевича оправдают, это будет означать приговор США и НАТО, развязавшим агрессию против Югославии.
А что думают в России в отношении суда над Милошевичем? Консолидированная позиция МИДа и Госдумы состоит в том, что "трибунал в Гааге исчерпал себя" и что "необходимо ограничить срок его деятельности". Специалисты напоминают, что он был создан по предложению американской представительницы в ООН Мадлен Олбрайт в 1993 году и длительное время существовал на деньги США и анонимных исламских фондов.
"Либеральная общественность" и специфическая часть российской прессы призывают "умыть руки", как Понтий Пилат. Они осуждают и Евгения Примакова за готовность свидетельствовать на суде. Но тот нигде не заявлял, что собирается заступаться за Милошевича. Он готов предоставить факты, приведшие к трагедии народа. О многих секретах могли бы, кстати, поведать В. Черномырдин, который при Ельцине был спецпредставителем по Югославии, и бывший помощник Ельцина по вопросам безопасности Ю. Батурин. Он также ездил по поручению президента в Белград, где встречался с Милошевичем. Но похоже, что суду не нужны свидетели со стороны России.