САМАЯ крупная движущаяся мишень для бандитов - одинокая фура на большой дороге. Самая крупная добыча - ее груз, а самая легкая жертва - ее безоружный водитель. Сериал "Дальнобойщики" это пытался проиллюстрировать. В жизни трасса - смертельная опасность для людей за рулем. Если еще несколько лет назад автофургоны передвигались по дорогам группами, то теперь фуры-одиночки колесят по дорогам, где порой не встретишь ни одной попутной машины.
ЧАСТО бандитов с большой дороги прикрывает милиция. Недавно на трассе Екатеринбург - Серов поймали 16 боевиков из уралмашевской преступной группировки. Банду прикрывали милиционеры: инспектор Калашников и оперуполномоченный УВД Нижнего Тагила Гусев. Братва бомбила в основном спиртовозы. В каждом груза - на 40 тыс. долл., сбыт гарантирован, а охраны нет. Прибыльное и легкое дело! Екатеринбуржцы развернули его с размахом.
Не спи где попало!
МАШИНЫ с трассы уводили в лес сами водители - под дулом пистолета. Их не убивали - сутки-двое держали в заложниках, а потом возвращали к бесхозным, разворованным фурам. Тем временем содержимое спиртовозов поступало в подпольные цеха Нижнего Тагила. Фальшивой водкой уралмашевская братва завалила почти все коммерческие точки. Сейчас все водочные "трассовики" - под стражей. Им предъявлено обвинение в 40 нападениях.
"Товарищи водители! В связи с участившимися случаями бандитизма на дорогах не ночуйте где попало, а останавливайтесь у поста ГИБДД!" - такие предупреждения развешаны на дорогах.
"Действительно, обстановка на трассах остается сложной, - рассказал нашему корреспонденту начальник Управления по борьбе с организованной преступностью столичного ГУВД Александр Горелов. - Год только начался, а уже УБОПу удалось задержать банду ингушей, которая достаточно давно промышляла разбоями на дорогах. Сотрудники уголовного розыска совместно с ГИБДД ежегодно проводят больше сотни спецопераций и рейдов на федеральных трассах. Но, к сожалению, разбой на дорогах пока остановить не удается. Раскрываемость подобных преступлений не превышает 30 процентов".
"Какой братве только не приходится платить! - возмущается дальнобойщик с двадцатилетним стажем Алик Аджиев. - Развелось жиганов: кавказских, ростовских, воронежских, солнцевских... Остановился - плати! Пока доедешь, оберут до нитки бандиты, милиция... По 10 тыс. рублей, бывает, требуют". Алик по нескольку раз за сезон ездит из Краснодара в Москву и обратно. Про этот участок трассы говорит: "Большая бандитская дорога".
Все основные трассы России ведут в Москву. По логике вещей, чем больше постов ГИБДД на подъезде к столице, тем безопаснее. У пикетов выстраиваются многокилометровые караваны. На первый взгляд все вроде под охраной. Но схемы постов разрабатывались КГБ почти 30 лет назад. Их рассчитывали на другое. Сейчас в Подмосковье есть участки, где на 70-80 км не встретишь ни одного поста. Этим пользуются грабители. Большое количество проселочных дорог, примыкающих к федеральным трассам, позволяет преступникам устраивать засады, грабить и уходить от погони.
Самозащита вне закона
ФИРМЫ, специализирующиеся на грузоперевозках, могли бы, кажется, сажать в кабины к водителю вооруженного охранника. Но... зачем такие расходы? Груз-то обычно застрахован. А касаемо жизни и здоровья водителя - так ведь российский дальнобойщик знает, на что идет, когда садится за баранку...
В США дальнобойщиков грабили, когда автофургонов-то не было - во времена освоения Дикого Запада. Перестрелки тогдашних перевозчиков с бандитами дали обильный материал для вестернов. Так ситуацию с грабежами переломили сами водители. У наших этого права нет. Некоторые возят в кабине, чтобы были под рукой, "тяжелые металлические предметы", как то: монтировку, ключ-балок. Но против огнестрельного оружия с ними не попрешь, а водителям огнестрельное оружие не положено. Даже зарегистрированное ружье в боевом положении - нельзя! Везут в разобранном. Говорят, придает уверенности. А так - разве что прикладом отмахаться...