Примерное время чтения: 4 минуты
212

Мертвый бизнес

В СОВЕТСКИЕ времена вместе со смертью в дом приходил кошмар под названием "похороны". Справки, гербовые свидетельства, выбивание места на кладбище, транспорта, который могли дать не на третий, а в лучшем случае на седьмой день... Какая уж тут светлая печаль?

Краше - в гроб

СЕГОДНЯ жители крупных городов уже поняли: не все равны перед смертью. Вместе с кургузыми "ПАЗами" на улицах появились величественные "Бьюики"-катафалки (сейчас их аренда стоит 1500 руб. в час). Вместо убогих домовин (от 400 руб.), обтянутых сатином, в дело пошли "американские" прямоугольные гробы из ценных пород древесины (до 450 тыс.) с инкрустациями и бронзовыми ручками. И несут их не убитые горем родственники, а плечистые парни в униформе, опускают покойного в могилу не на веревках, а с помощью специального лифта. Языческое в подсознании родных и близких заставляет их укладывать в гроб все любимые мелочи умершего: сотовые телефоны, модели любимых автомобилей и ключи от настоящих BMW и "Ауди", бумажники с деньгами, банковские еженедельники и том "Крестного отца". Щедрые мужья просят не снимать с почивших жен драгоценности, а порой даже приносят еще.

Поговорка "Краше в гроб кладут" обрела новое звучание. Богатого усопшего бальзамируют, приводят в порядок и хранят в холодильных установках при температуре 3-4 градуса. "Порядок" заключается в гриме особыми тональными кремами, бритье, стрижке, маникюре, не говоря уже о "посмертной хирургии", предназначенной для тех, кто погиб в "братской разборке" или в катастрофе... Правда, однажды бригаду бальзамировщиков вызвали в Тюмень. Покойный погиб от "контрольного выстрела", и друзья просили пулевое отверстие не убирать: "Пусть так и будет".

Когда за дело берутся непрофессионалы, родственники могут увидеть что-нибудь неожиданно-неприятное: приоткрытые глаза, например. Или вопреки популярному американизму "мертвые не потеют" на челе почившего явственно просматривается испарина. Это конденсат, появившийся от разницы температур в "холодильнике" и душном (если дело летом) зале прощания.

Чем больше денег, тем пышнее похороны. Хотите - место на муниципальном (1,5 тыс. руб.) или на коммерческом кладбище (3,5 тыс. руб.), хотите - захоронение урны с прахом в землю, хотите (это новинка индустрии) - построят настоящий семейный склеп в три этажа.

Похоронная индустрия

ПРЕДСТАВЬТЕ состояние человека, который только что потерял близкого. И тут же на него обрушивается шквал звонков из этих самых - коммерческих и не очень - структур, что-то типа: "Добрый день! Мы готовы похоронить вашу бабушку за разумную цену!" Информация об умерших - это тоже бизнес. Торгуют ею и санитары при моргах, и больничные, и участковые врачи, констатирующие смерть, и бригады "скорой помощи", и милиционеры, составляющие протокол осмотра трупа. Стоит такое сообщение 1500 рублей.

Но похороны - это не только гроб и венки. Это целая индустрия, в отчетности которой существует графа "убытки". Для обеспечения "светлой скорби" нужны новые крематории, морги (те, которые при больницах, - переполнены), кладбища и т. д. А еще нужно бесплатно хоронить бомжей и неимущих. Обычно это ложится на плечи муниципальных "похоронщиков" и крупных частных контор. Остальные пытаются избежать "непредвиденных расходов". А "забытые" трупы? "Все, извините, из-за пьянства, - сокрушается Вадим Милов, руководитель центральной диспетчерской службы Государственного унитарного предприятия "Ритуал", - родственники получают медицинскую справку о смерти, гербовое свидетельство и ... "уходят на поминки". Проходят дни, недели, а иногда и месяцы, а бабушка лежит. И за такие "опоздания" ничего не бывает. Ни штрафов, ни административной ответственности.

Похоронный бизнес в новой России уже "поделен и устоялся". Так говорят коммерческие "похоронщики", люди, которые, если говорить грубо, наживаются на чужом горе. А если мягко - то предоставляют нам скорбеть, по возможности, без суеты.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно