ОГРОМНЫЙ комплекс современных зданий в московских Филях производит сильное впечатление. Сразу понятно, что люди, работающие в Государственном таможенном комитете, явно не на последнем счету у государства.
С председателем ГТК Михаилом ВАНИНЫМ беседует корреспондент "АиФ" Татьяна НЕТРЕБА.
Деньги на "дереве"
- ГОВОРЯТ, что круче таможенников у нас в стране только налоговики - единственные, кто приносит в госказну больше денег, чем ГТК.
- Да, доходы бюджета распределяются примерно следующим образом: 60% приходится на Министерство по налогам и сборам, 38-39% - на ГТК и 1% - на всех остальных.
- Такое соотношение - это показатель силы или слабости страны?
- Конечно, оно не в пользу страны свидетельствует. Если говорить о мировых экономических лидерах, то, например, в США таможенные платежи составляют примерно 1 % от доходов в федеральный бюджет. Но и драматизировать эту ситуацию не стоит. В отличие от других стран у нас есть такая группа товаров - нефть, лес, металлургия, которые традиционно играют большую роль в любой экономике. Их экспорт еще длительное время будет приносить значительную часть доходов в российский бюджет.
- А сколько получают люди, которые приносят в бюджет такие большие деньги?
- Средняя зарплата таможенников 3-5 тысяч рублей.
- И при такой зарплате некоторые таможенники имеют шикарные загородные дома?..
- Покажите мне этих людей. Поймите, служба, которая постоянно не только справляется, но и перевыполняет бюджетное задание, не может быть коррумпированной настолько, как это принято считать в быту. Сбор таможенных платежей и чистота собственных рядов - два наших приоритета. Таможня сама очищается от скверны. Из 250 уголовных дел, которые были возбуждены против наших сотрудников в прошлом году, двести с лишним инициировали мы сами. В прошлом году под давлением администрации из ГТК было уволено примерно 500 человек.
- А самое неприятное и вызывающее преступление в ваших рядах можете назвать?
- Был такой эпизод, когда за границу вывозились старые, вышедшие из употребления станки отечественного производства. Совокупную таможенную стоимость этой рухляди оценили в миллионы долларов, чтобы потом получить в налоговой службе экспортные НДС. В аферу оказался замешан почти целый пост Московской западной таможни. Наша служба безопасности сама вскрыла это преступление.
- Говорят, есть люди, которые хвастаются, что "дружат" с таможенниками и могут продать задешево "арестованный" компьютер или телевизор.
- Это абсолютно невозможно. Решение о конфискации груза или товара принимает не таможня, а суд. После этого весь конфискованный товар передается нами в распоряжение службы судебных приставов. У них есть организации, которые ими лицензированы и имеют право покупать у государства и реализовывать конфискованный товар. Таможня при этом остается в стороне. Так что рассказы про то, что мы сами конфискуем и сами продаем, - это сказки.
- У большинства таможенник ассоциируется с пропускным пунктом на границе. А сколько всего таможенных пунктов?
- Таможня есть практически везде. Например, в бухте Провидения - в районе Берингова моря на Чукотке. В ГТК 140 территориальных таможен и 600 постов. Все они с недавнего времени связаны единой оптико-волоконной системой, которая позволяет отслеживать работу каждого поста в режиме реального времени. Действия таможенника на каждом этапе прозрачны для руководства.
- И все-таки какие типичные схемы воровства есть на таможне?
- Я их раскрывать не буду, чтоб не плодить новые. Наиболее типичные примеры: недостоверное декларирование, занижение стоимости товара.
- А ввоз компьютеров и автомобилей под видом "зеленого горошка"?
- Это дела прошлых лет. Теперь способы более изощренные. Сейчас компьютеры и автомобили ввозят под своим наименованием, но пытаются, например, указать в декларации марку, которая облагается меньшим налогом. Были случаи, когда компьютеры ввозились по частям под видом комплектующих деталей.
- На днях следственный комитет МВД возбудил уголовное дело против компании "Панавто", которая якобы занималась контрабандным ввозом в Россию новеньких "Мерседесов" и БМВ. И теперь у владельцев иномарок хотят отнять их машины, купленные за сумасшедшие деньги. Не боитесь, что они обрушат свой гнев на вас?
- Во-первых, я не думаю, что следователи пойдут на то, чтоб отбирать машины у их владельцев. Во-вторых, наши подразделения, наряду со следователями МВД, тоже занимаются "делом "Панавто". Проверяем, по каким ценам отпускались машины с завода-изготовителя, и сравниваем их с теми, которые указывались компанией в контрактах и таможенных декларациях. Только после этого станет понятно, кто совершил преступление.
- А что сейчас происходит с делом о контрабандном ввозе импортной мебели, которая продавалась в магазинах "Гранд" и "Три кита"? СМИ окрестили его "делом трех китов" из-за того, что в нем схлестнулись интересы ГТК , ФСБ и Генпрокуратуры. В результате, чтоб понять, что между вами происходит, президенту пришлось приглашать из Питера "независимого прокурора" - следователя Лоскутова.
- Примерно год назад Генпрокуратура закрыла возбужденное Таможенным комитетом дело по фактам контрабандного ввоза в Россию импортной мебели. Мы настаивали на том, что оно должно быть продолжено. Тогда и началось это противостояние. Но несколько дней назад Генпрокуратура все же приняла решение о его возобновлении. Думаю, что основанием для этого стали прежде всего материалы, которые нашим сотрудникам удалось получить в ходе проверок. Сейчас часть материалов передана следователю Лоскутову.
Шлагбаум для бандитов
- А КАКОЙ самый крупный груз контрабанды вам удалось задержать в последнее время?
- Меньше месяца назад на Домодедовской таможне задержали 400 килограммов недекларированного серебра. Оно было спрятано на самолете, прибывшем из Арабских Эмиратов.
- В правительстве идет спор по поводу повышения пошлин на старые иномарки. Вы сторонник или противник таких запретительных мер?
- Таможенники вообще против всякого повышения ввозных таможенных пошлин. Практика показывает: чем они выше, тем больше злоупотреблений возникает с ввозом товаров. Наша принципиальная позиция - ввозные пошлины должны быть низкими. Тогда налогоплательщик будет заинтересован платить деньги в бюджет государства, а не контролерам и коррупционерам. К 1 июля мы планируем направить в правительство предложения о снижении ввозных пошлин на целый ряд товаров.
- Не так давно вы говорили о 70 попытках внедрения в таможню представителей организованной преступности. Ситуация так серьезна?
- Очень серьезна. Поэтому каждый человек, поступающий к нам на работу, тщательно проверяется на предмет преступных связей. Это принципиально важно для нас.