НА ПРОШЛОЙ неделе США признали Россию страной с рыночной экономикой. Чуть раньше об этом заявили страны Евросоюза. Означает ли это, что "уже нынешнее поколение российских людей будет жить при капитализме"? Почему именно сейчас США сочли возможным заметить наши рыночные достижения? На эти вопросы отвечает министр экономического развития и торговли Герман ГРЕФ.
- Я БЫ не сказал, что США только сегодня "заметили" Россию. По американскому законодательству ходатайство о признании России страной с рыночной экономикой может подавать одно из российских предприятий. Год назад его подписал Новолипецкий комбинат.
Это увесистый том. Пришлось ответить примерно на 500 вопросов: конвертируемость валюты, масштабы правительственного контроля над ценами и распределением ресурсов, наличие ограничений на зарплату, свобода перемещения капитала и т. д. Потом началась официальная процедура. В Вашингтоне по этому поводу были проведены слушания, на которых российские представители привели следующие доводы: 86% ВВП России производится в частных компаниях (в том числе тех, где государству принадлежит не более 49% акций). Американцы привели и контраргументы: главные из них - коррупция и разница цен на энергоносители. Но так или иначе - решение было принято.
Зачем нам ВТО
- ЧТО теперь изменится для России? Завтра же американцы распахнут границы для нашей стали?
- Не раньше чем через два-три месяца. Все предприятия, которые попали под санкции из-за нерыночности нашей экономики, имеют право обратиться в Минторг США за пересмотром.
Что это означает? Раньше, если американцы требовали начать против российского предприятия антидемпинговое расследование (обвиняли в том, что оно нарочно занижает экспортные цены), никто не принимал в расчет состояние дел на этом конкретном предприятии. Брали, например, средние экономические показатели латиноамериканского предприятия (короче, из страны с суррогатной экономикой), и, исходя из полученных результатов, устанавливали таможенные пошлины для наших товаров. Пошлины могли быть от 20-30% до 100% и выше. По стали - 137%, по урановой продукции - 115%. По удобрениям - нитрату аммония, например, - пошлины составляли 253%. Представляете, сколько эти удобрения должны были стоить в Америке? Цена и еще две с половиной цены сверху. Естественно, торговать таким товаром становилось невыгодно. Подсчитано, что из-за сокращения экспорта только от США мы недополучали до 1,5 млрд. долл. в год.
Теперь, когда наша экономика признана рыночной, при антидемпинговых расследованиях будут исследовать каждое отдельное предприятие. Если признают, что оно действует на рыночных принципах, никаких пошлин не будет. Если окажется, что это предприятие получает льготы или другую помощь от государства, то подсчитают объем этой помощи и пошлины будут введены ровно на этот объем.
Многие инвесторы хотели бы прийти в Россию для того, чтобы производить товары на экспорт, например те же автомобили. Раньше они опасались это делать, потому что в любой момент кому-нибудь в Европе или в Америке могло прийти в голову подать заявление о начале антидемпингового расследования, и поставки были бы прекращены без всяких переговоров. Сейчас для инвесторов эта проблема снимается. У них появляется возможность для защиты своих прав.
А что касается простых россиян, то для них главное - будет увеличено количество рабочих мест. Даже если отменят только половину санкций и только на американском рынке - это дополнительно до 70 тысяч рабочих мест.
- Сейчас на мировом рынке действует 115 санкций против российских товаров. А Россия, насколько мне известно, всего три раза пыталась начать торговую войну и то... И спирт "Роял" мы продолжаем пить, и окорочка вынуждены кушать без ограничений.
- Сейчас действует семь ограничений: по экспорту труб из Украины, по патоке, по карамели из Украины и ЕС... Дело в том, что защитой внутреннего рынка наша страна начала заниматься всего три года назад. Сейчас мы ведем переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию одновременно с 67 странами. Торг ожесточенный.
- Вступая в ВТО, Россия должна принять на себя обязательства постепенно снижать таможенные пошлины, уменьшать суммы господдержки. А они и так минимальные по сравнению с западными странами. Не получится ли, что нас окончательно задавит импорт?
- Потребители в России от вступления в ВТО точно не пострадают, потому что получат более дешевые товары. Но наших производителей, естественно, волнует возможность сохранения уровня тарифной защиты. Могу с уверенностью сказать, что хуже не будет. Сейчас таможенные пошлины на продукцию, которую ввозят в нашу страну, составляют в среднем 10,9%. В поданном Россией в ВТО заявлении средневзвешенный уровень составляет около 13%. Ввозные пошлины на автомобили, например, 25%. А переговоры мы ведем о 35%. На сельскохозяйственную продукцию - максимум 30%, а переговоры идут о 60% и так далее.
Бюрократы "заели"
- ПОЧЕМУ мы все время ориентируемся на мировые рынки? Может быть, имеет смысл развивать внутренний рынок, чтобы ту же самую сталь покупали не в Америке, а в России?
- Нужно делать и то и другое. Провести нужные законы внутри страны иногда еще сложнее, чем договориться с партнерами по ВТО. Время изменилось, экономика изменилась, а чиновники остались прежними. Это и тормозит работу. Там, где государство должно присутствовать, его нет. Там, где его близко не должно быть, оно распласталось - огромное, неповоротливое. И мешает людям заниматься бизнесом. Вот вы говорите: против России действует 115 санкций, а Россия провела 7. А у меня этим в министерстве занимаются семь человек на всю страну. Зато лицензированием, аккредитацией, выдачей разных разрешений в ведомствах и местных администрациях занимается куча народу - вставляют палки в колеса бизнесу.