Примерное время чтения: 5 минут
96

Страна на крючке у западных производителей еды и техники

МЫ ВСЕ больше становимся иностранцами. Правда, не по уровню жизни, а из-за количества съедаемых иностранных продуктов. Посмотрите на наши прилавки: половина свинины и говядины привезена из-за границы, мяса птицы - целых 63%.

Жизнь без мяса

НАШИ экономисты даже написали доклад о продовольственной безопасности, в котором сказано, сколько и чего можно завозить в Россию, чтобы не оказаться в зависимости от заграницы. Документ хранится в недрах Совета безопасности. Мы захотели с ним ознакомиться. Однако нам отказали.

Почему? Оказывается, порог уже превышен. Согласно доктрине, импортным должно быть максимум 20% употребляемого россиянами продовольствия. На деле импорт (в среднем) составляет 36%. Причем речь не идет о каких-то экзотических бананах и киви. Больше всего в Россию завозится именно тех продуктов, которые могут производиться в наших широтах: мясо, молочные изделия, сахар.

Чем грозит такая ситуация? Ответ очевиден: если в один прекрасный день импорт прекратится или России не хватит долларов заплатить за еду (например, нефть резко подешевеет), собственного мяса на всех не хватит. Крупным городам, судя по цифрам, вообще грозит голод. Так, Москва на 65% обеспечивается "заморскими" тушами, а Питер - на 50%. То есть, чтобы столицы смогли прожить без импорта, российские сельхозпроизводители должны разом увеличить производство в полтора-два раза. Возможно ли такое? "По птице наши производители смогут нарастить объем производства на 10%, - рассуждает эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Лариса Дорогова. - По свинине - на 5%, а по говядине - максимум на 1-2%".

Экономическая безопасность России находится под угрозой не только в ситуации с продуктами. Не легче положение, скажем, в автоотрасли. "За прошедший год доля отечественных авто на рынке снизилась на 10%, - заявляет эксперт Института комплексных стратегических исследований Дмитрий Пахомов. - Теперь треть автомобилей, продающихся в России (включая подержанные), - заграничного производства. Когда в страну поступает много зарубежного, отрасль перестает зарабатывать достаточно денег для развития. Чтобы запустить новую модель, нужно потратить от 0,6 до 1 миллиарда долларов. Критический рубеж практически достигнут".

Машиностроители тоже бьют тревогу. Большая часть оборудования покупается за границей. А собственное производство за последнее десятилетие сократилось в 2-3 раза. Сами мы уже многое не умеем делать. "В Новый год планировался торжественный запуск поезда метро, - говорит директор по сбыту крупной машиностроительной компании. - Мы должны были поставить на этот поезд асинхронный двигатель. Заказали его в Чехии и деньги перечислили. А у них вдруг вал заказов, и нас в нарушение договора передвинули в конец очереди. Так и остался поезд в депо".

Был у нас уникальный станок по изготовлению топливных баков для космического корабля "Буран". Его продали в Германию, а сами россияне технологией перестали пользоваться и в итоге ее забыли.

Кроме того, в бедственном положении находится авиакосмическая промышленность, обескровлены такие научные направления, как генетика, вирусология. Проданы в Канаду бесценные документы по освоению Арктики.

В одну таможню

СЛЕДУЕТ ли относиться к угрозам экономической безопасности всерьез? Станут ли западные партнеры диктовать России свои условия? Директор Института внешнеэкономических связей при Минэкономразвития Игорь Фаминский на эти вопросы отвечает вполне утвердительно: "Скажем, США долгое время поставляли в развивающиеся страны (Египет, страны Африки и Юго-Восточной Азии) излишки зерна по низким ценам. Если те не соглашались с политикой Америки, то поставки прекращались, и в странах начинался голод. Даже был термин "хлебный поводок". Теперь та же Саудовская Аравия развивает искусственное земледелие... прямо в пустыне, тратя на это огромные деньги".

А в Европе подсчитали, что дешевле давать фермерам деньги, чтобы они могли продавать произведенное мясо не в убыток, чем потом выплачивать пособия по безработице. По словам руководителя департамента Минсельхоза Павла Винтовкина, в ЕС государство оплачивает производителям треть от стоимости килограмма мяса. А Финляндия субсидирует и молочные продукты.

Для защиты своих отраслей есть разные варианты. Самые распространенные - таможенные пошлины и квоты, ограничивающие поставки иностранной продукции. В Японии, к слову, полностью запретили импорт риса. Это у них стратегически важная отрасль. Во Франции и Германии действуют запреты на ввоз подержанных иномарок. В Китае пошлины достигают 100% от цены автомобиля. Есть еще меры нетарифного регулирования. Когда Францию наводнили японские видеомагнитофоны, то всю поступающую видеотехнику французы стали пропускать через одну маленькую таможню на юге страны. Это позволило французским производителям вернуть утраченные позиции.

Правда, по мнению Игоря Фаминского, завышать пошлины нельзя, иначе цены поднимутся и пострадает покупатель.

Не обойтись без стимулирующих мер. Как вариант - правительственные программы по развитию конкретных отраслей. Также государство может создавать технопарки, как в Китае, с низкими налогами и развитой инфраструктурой, где-то помочь льготными кредитами, а для сырьевиков создать условия, чтобы они вкладывали деньги в перерабатывающие отрасли.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно