...БЫЛ у меня соблазн: перед тем как гостиница "Москва" прекратит свое существование, снять там номер и провести последнюю ночь (причем в буквальном для "Москвы" смысле) в знаменитом отеле. Но вот незадача - в номерах, окна которых выходят на Манежную площадь и Охотный Ряд, уже нет мебели. Да и, по словам специалистов, состояние гостиницы оставляет желать лучшего. Опасно для жизни, проще говоря.
РЕКОНСТРУКЦИЯ "Москвы", по поводу которой не один месяц шли споры, начинается. Министерству культуры России так и не удалось убедить городские власти, что многоэтажное здание в традиционном духе сталинского ампира в ста десяти шагах от Красной площади представляет историческую ценность.
Впрочем, вопрос о том, как такое здание - гордость столицы - смогло прийти в негодность за неполные 70 лет своего существования, по-прежнему открыт. Да и история с другой сталинской высоткой - гостиницей "Ленинградская", которую будут ремонтировать, не снося знаменитое здание, заставляет задуматься. Может быть, все дело в близости "Москвы" к привлекательной для туристов Красной площади? Но тогда погоня за прибылью, глядишь, и до Кремля доведет. А что, объяснение для горожан и журналистов почти готово - зданию более 500 лет, оно, мол, пришло в негодность, а на его месте появится прекрасный шестизвездочный отель. Тем более что и звезды на башнях уже есть.
Молокососы и академики
КСТАТИ, само рождение гостиницы тоже проходило в постоянных спорах, ссорах и склоках. Когда в 1930 году приняли решение о строительстве суперсовременного по тем временам гостиничного комплекса, свои проекты на конкурс выдвигали лучшие архитекторы Страны Советов. Предпочтение было отдано молодым специалистам - Л. Савельеву и О. Стапрану. По их проекту гостиница на 1 тыс. номеров должна была быть воздвигнута на пересечении аллеи Ильича (так и не появившейся на карте столицы), которая вела бы ко Дворцу Советов (тоже так и оставшемуся на бумаге). Когда часть здания возвели, на стройке появился академик архитектуры А. Щусев. Так сказать, в качестве партийного куратора строительства важного государственного объекта. Однако уже через несколько дней совместной работы между архитекторами возникли серьезные разногласия, и Щусев в сердцах хлопнул дверью, заявив, что сотрудничество "с молодыми молокососами" невозможно и бесперспективно. Однако то ли по иронии судьбы, то ли еще по чьей-то шутке именно академик Щусев был назначен главным инспектором строительства. Итоги проверки, разумеется, оказались неутешительными. "Молодые люди, - писал в своем заключении инспектирующий, - справиться с таким объектом не имеют возможности". О том, кто вышел победителем в затянувшемся споре - беспартийные Савельев и Стапран или автор Мавзолея Ленина, - догадаться нетрудно.
Щусев становится главным архитектором строительства "Москвы" и первым делом начинает перестройку почти готового фасада в соответствии с собственным видением будущего гостиницы. Но Стапран и Савельев сдаваться не собирались. Их ответом Щусеву стало письмо в "Правду". Заканчивалось оно в строгом соответствии с духом того времени: "Мы, беспартийные советские архитекторы, не можем без чувства глубокого возмущения говорить о Щусеве, известном среди архитекторов своими антисоветскими, контрреволюционными настроениями. Характерно, что ближайшими к нему людьми были темные личности вроде Лузана, Александрова и Шухавева, ныне арестованные органами НКВД".
Письмо возымело должную силу, и Щусева отстранили от проекта. Однако не успели ликующие "молодые и беспартийные" возвести выходящую на площадь Революции башню, как Щусев вновь был назначен руководителем строительства "Москвы". И достроил гостиницу (в том числе и башню, выходящую на Исторический музей) уже по своему проекту. Так что один из самых знаменитых мифов о "Москве" - будто бы асимметричность фасадов гостиницы объясняется подписью Сталина, расписавшегося сразу на двух отличных друг от друга проектах, - не имеет под собой никаких оснований.
Звездные гости
ВПРОЧЕМ, мифов и легенд, связанных с "Москвой", и без того предостаточно. Одно лишь перечисление постояльцев кого угодно повергнет в священный трепет. Четверть века здесь во время своих визитов в столицу останавливался приезжавший из Ленинграда Аркадий Райкин. В "Москве" жили Вениамин Каверин и Леонид Утесов, Петр Капица и Валерий Чкалов, Константин Симонов и Валентина Серова. Именно в этой гостинице протекал бурный роман популярнейшей в 30-40-е годы актрисы Лидии Смирновой и выдающегося композитора Исаака Дунаевского, за которым долгие годы был закреплен трехкомнатный номер с роялем.
Здесь же жили приезжавшие погостить в столицу родственники партийных бонз. Племянница Леонида Брежнева Любовь Яковлевна, дочь родного брата будущего генсека, рассказывала, что ее отец специально останавливался в "Москве", так как здесь было удобнее проводить секретные переговоры с секретарями обкомов. Так что заговор против Хрущева в буквальном смысле готовился прямо у него под носом, под окнами Кремля.
Справедливости ради надо заметить, что звездные гости "Москву" в последнее время не баловали, селясь преимущественно в соседние отели - "Метрополь" и "Националь". Самым верным постояльцем гостиницы оставался лишь писатель и посол Чингиз Айтматов. Да и тот сетовал на постоянные митинги под окнами своего номера сторонников Ленина - Сталина - Зюганова, собиравшихся около бывшего Музея Ленина.
Шишкин-люкс
СТРОИТЕЛЬСТВО здания завершилось в 1935 году, и начались декоративные работы. Специально для "Москвы" были изготовлены несколько комплектов мебели: для люксов и полулюксов - из красного дерева, для остальных номеров - из ореха, груши, красного бука. Одним из дизайнеров мебели стал сам академик Щусев.
Все номера украшали живописные работы: люксы - пейзажи Шишкина, Айвазовского, Кончаловского и других признанных мэтров, номера попроще - работы молодых художников. Сейчас многочисленные гобелены и полотна, по словам работников гостиницы, сложены в подсобных помещениях. До лучших времен?
Одно из самых знаменитых мест отеля - кафе "Огни Москвы" с потрясающим видом на Большой театр - расположено на 15-м этаже. Именно здесь режиссер Григорий Александров снимал несколько эпизодов для фильма "Цирк". Кстати, в номерах гостиницы и развиваются события этого знаменитого фильма. Белый рояль, возле которого главные герои объяснялись друг другу в любви, сохранился до наших дней.
Ресторан "Московский" с расписным плафоном был в советские годы почти культовым местом. В 40-х и 50-х здесь можно было встретить проживающих в гостинице Михаила Жарова и Людмилу Целиковскую, ходивших в "Московский" завтракать. В 60-х и 70-х здесь устраивались банкеты для гостей Московского кинофестиваля, среди которых старожилы помнят Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Ну а в 80-х "Московский" был одним из немногих мест в столице, где можно было свободно выпить исчезнувшей с прилавков водки и даже неземного по тем временам напитка виски. Чем, опять-таки по воспоминаниям работников гостиницы, активно пользовались народные избранники первых созывов. Говорят, в ресторане появлялся и Борис Ельцин, в распоряжении которого находился многокомнатный люкс.
Р. S. Окончание реконструкции "Москвы", которая вместо нынешних трех звезд приобретет категорию пятизвездочного отеля, объявлено на 2006 г.